Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
Итак, мужики перекрестились, потому что грянуло. Гибель людей и экологическая катастрофа в Азово-Черноморском бассейне напомнили, что страны две, а вот природа - одна. И чтобы ее, эту природу не калечить, да и людей не подставлять, было бы неплохо, наконец, договориться о правовом статусе Керченского пролива. И главное - о повышении требований к перевозчикам, товарам и грузам. Так полагает президент Украины Виктор Ющенко.
Но есть угроза, что все это вновь упрется в Тузлу. Сначала это была коса от Таманского полуострова. В двадцатые годы прошлого века она превратилась в остров. В 1954 году вместе с Крымом отошла УССР.
Потом не стало Советского Союза. Украина хотела превратить административную границу в Керченском проливе в государственную. Россия предложила использовать международные нормы - граница по фарватеру. В таком случае границы сдвинулась бы к западу, и Тузла оказалась бы на территории России. Окончательно вопрос до сих пор не решен.
Впрочем, одна попытка его решения была. К сожалению, ее можно назвать провокационной. В сентябре 2003 года с российской стороны к острову начала возводиться дамба. Если б достроили, Тузла опять превратилась бы в косу, примыкающую к Тамани. Но к тому времени на острове располагался украинский пограничный пост, и в Киеве заговорили об угрозе украинскому суверенитету. Российские власти, по своему обыкновению, заявили, что дамба возводится местными властями.
Украинцы перебросили на Тузлу несколько сот пограничников, появились боевые корабли и авиация. В ответ сооружение дамбы ускорилось.
МИД России, также по своему обыкновению, проблемы не решил. Договорились два премьера - Михаил Касьянов и Виктор Янукович. Россия пообещала больше не строить, а Украина - убрать с Тузлы пограничников. Но обе стороны, по своему обыкновению, условий не выполнили. Украинские пограничники остались на острове, а дамбу продолжали укреплять. И лишь в декабре 2003 года президенты Путин и Кучма подписали Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Позже договор был ратифицирован, но демаркации границы не произошло.
Потом было известно что: выборы, перевыборы, оранжевая революция, новогоднее газ-шоу с плясками вокруг крана и прочее. Потом в Украине проходили кризисы, еще выборы, менялись премьеры. В результате украинское правительство вновь возглавляет Виктор Янукович, правда, говорят, что продлится это недолго. Но пока он весьма активен. И солидарен с Виктором Ющенко в том, что проблему пролива надо решать.
Но активность политики стали проявлять только после катастрофы. А до того про Тузлу и Керченский пролив благополучно забыли. Проходил бы там газопровод - другое дело. Мелкий пиар, который себе устраивали националисты обеих стран, остался в прошлом. Точнее, еще больше измельчал.
И вдруг шторм. Знаете, такая неожиданность: шторм в этих водах поздней осенью. Такая же, как в Советском Союзе посевная и уборочная, а в России до сих пор - снег и морозы зимой. И выясняется, что корабли ломаются, как спички, что никакого догляду нет, плавай на чем угодно.
В результате обе страны вынуждены проявлять скорбную солидарность - хоронить мертвых моряков, искать живых и чистить, чистить, чистить море и побережье. И прав украинский президент: давно пора договариваться о принципах, а не по мелочам. Иначе будет вот такая аварийная дружба народов.
И все бы хорошо, но вот с российской стороны прозвучало очень странное суждение. Не на уровне президента или премьера, но все-таки такое, которое не стоит оставлять без внимания.
Олег Митволь, заместитель главы Росприроднадзора, заявил, что никак не очистить моря, ежели не достроить всю ту же злополучную дамбу. И при этом призвал Украину не увлекаться политикой, ибо, по его словам, «вопросов "незалежности" во время экологических кризисов не бывает».
Удивительно своевременное, а главное - совершенно аполитичное заявление. Никому же не надо объяснять, что употребление термина «незалежность» вместо русского «независимость» является провокационно-пренебрежительным. В этом, увы, - просматривается характерное для части российского чиновничества отношение к суверенитету бывших союзных республик как к не совсем полноценному.
Ну, что ж слова Митволя заметили. Но четыре года назад политики пиарились просто вокруг земли и воды. А сейчас это политический пиар вокруг катастрофы, в которой погибли люди. Катастрофы с неясными, но мрачными экологическими последствиями.
И главное: ведь все равно придется договариваться о политическом статусе пролива, режиме судоходства, техническом контроле и многом другом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции