Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
Новостей из Красноярска, куда президент приехал проводить Госсовет, было много, и в большинстве все не очень хорошие. Правда, многое разъясняющие и проясняющие. Но сначала у Путина состоялась встреча с железнодорожниками, занятыми на строительстве участка объездной магистрали вокруг Красноярска. О ней и речь.
Новость №1. «Президента не обо всем объективно информируют».
Президенту доложили, что финансирование объекта, на который он приехал, идет ритмично. Оказалось, наоборот - деньги к началу строительного сезона, который в Сибири очень короток, не пришли. Причина: Минфин борется с инфляцией и деньги придерживает.
«Нужно, чтобы деньги не в конце года появлялись, - сказал президент. - Сейчас не буду вдаваться в детали по поводу мотивов поведения, скажем, Минфина, который пытается такими средствами бороться, кстати говоря, с инфляцией. Но это не самый лучший способ борьбы».
Новость №2. «Экономические механизмы, действующие в нашем народном хозяйстве, далеки от совершенства».
Рабочие подняли вопрос о тендерах. На них, говорили они, побеждает тот, кто готов на строительство затратить меньше чем другие средств. И «иногда получается, что выигрывают некомпетентные лица, которые не в состоянии построить данный участок дороги. Теряется зарплата людей, страдает качество дороги».
Президент признал, что «все эти торги связаны с попыткой уйти от коррупционных схем, в основе которых лежит возможность чиновника принять единоличное решение. И законодатель, и правительство, когда предлагали такое решение об этих торгах, исходили из того, что они должны быть сделаны на конкурсной основе для всех, кто имеет такую возможность. Но и изъяны такой системы, конечно, тоже очевидны».
Новость №3. «Единая Россия» - это не благо, а всего лишь наименьшее из зол».
На этой встрече Путин определил место «Единой России» в политической системе: она у нас еще не встроена во власть, а только «близка к власти» (вот почему к ней «стараются примазываться разные проходимцы»). И на сегодня «лучшего у нас все равно нет», - признал президент.
Вместе с тем, «Единая Россия» инициировала проекты по развитию инфраструктуры, по национальным проектам, по укреплению обороноспособности и переоснащению Вооруженных сил, принимала бюджет на три года. Причем, делала все это в «трудной борьбе с правительством» - сказал президент.
В этой конфронтации Думы с правительством президент был на стороне законодателей. Получается, что премьер Фрадков ушел, как главный (по должности) оппозиционер и тормоз всем преобразованиям? Тогда за что уходящего наградили высшим орденом страны?..
Президент понимает несовершенство нынешней политической системы и хочет придать ей дополнительную прочность и надежность. Он признал, что власть у нас никому не подотчетна. Граждане, избиратели не имеют никакого механизма контроля над ее деятельностью. Выборы позволяют гражданам влиять на будущее страны только в том смысле, что если Путин после своего ухода получает на парламентских выборах доверие избирателей (как лидер партии-победителя), то у него «появляется моральное право спросить всех, кто будет и в Думе работать, и в правительстве, за исполнение этих решений, которые намечены сегодня». И только через это у людей появится надежда, что новая (старая?) власть не наломает дров.
Конечно, борьба партий - это конкурс проектов наиболее эффективного развития страны, тот же самый тендер, о котором президент говорил в начале встречи. Но если в экономике тендер хоть и несовершенен, но все же терпим, то в политике он непригоден. Путин считает, что «стоит прийти туда (в законодательную власть) тем, кто скажет: мы знаем, как сделать лучше, - и все это может посыпаться. Это меня больше всего и беспокоит». (Была в свое время телевизионная передача «Делай с нами. Делай как мы. Делай лучше нас». Все хорошо, но вот последнего не надо...) То есть, здесь тендер неуместен по причине того, что исполнительная и законодательная власть могут не стать единомышленниками.
Такой прецедент у нас уже был - в 90-е годы: «обещали, что будет благоденствие в течение двух-трех месяцев, получилось всеобщее обнищание, ваучеризация, возникли олигархи за счет миллионов людей, накопившие миллиардные состояния; довели до гражданской войны, поставили вообще страну на грань развала».
Действительно, в эти годы не было дружной работы единомышленников по выводу страны из критической ситуации, а была ожесточеннейшая схватка исполнительной и законодательной власти. Когда Верховный Совет, а затем и Дума занимались не законотворчеством, а исключительно борьбой с правительством и президентом.
Конечно, виновата не только борьба. Не придумано было путей и механизмов вывода страны из тупика «реального социализма». Ведь тогда власти приходилось сталкиваться не только с несовершенством тендеров или неудачной борьбой с инфляцией, отсутствием внятной идеологии правящей партии и т.д. Проблем было много больше, и они были много острее. Одна цена на нефть была в 10 раз ниже чем сегодня!..
Итак, подытожим. Конкуренция и смена власти губительны для нашей политической системы. Тендеры в наших условиях - несовершенный экономический механизм. Борьбу с инфляцией Минфин ведет малоуспешно. Зато при этом тормозит развитие экономики.
Не слишком это все утешительно в преддверии выборов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции