Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
На 20-м Всемирном энергетическом конгрессе в Риме (WEC), проходящем 11-15 ноября, российские представители заверили, что Европа на долгие годы вперед выбрана ими в качестве приоритетного направления поставок энергоресурсов. «Газпром», в частности, намерен к 2015 увеличить свою долю на европейском рынке газа с нынешних 26% до 33%. Похоже, что инициатива ЕС о защите внутреннего энергорынка, обнародованная в октябре, не особенно беспокоит Россию.
Напомним, что Еврокомиссия в прошлом месяце опубликовала законопроекты, предусматривающие отделение производства электроэнергии от линий электропередач и добычу газа от его транспортировки соответственно. Эти требования могут распространиться и на компании из стран, не входящих в Евросоюз, но поставляющих в ЕС энергоресурсы. Поэтому они напрямую затрагивают российскую газовую монополию «Газпром», которая проявляет явный интерес к покупке электроэнергетических активов и газовой инфраструктуры в Западной Европе. О своем недовольстве законодательной инициативой ЕС в ходе конгресса, кстати, в очередной раз высказался зампред правления «Газпрома» Александр Медведев
Впрочем, тон министра энергетики и промышленности России Виктора Христенко в ходе WEC-2007 был намного более сдержанным. Он отметил, что Европейский союз при изменении законодательства в энергетической сфере должен понимать, что потребители являются только одним звеном цепочки и важно также учитывать положение поставщиков. Но впоследствии подчеркнул, что говорить о разногласиях России с Евросоюзом по поводу новых законодательных инициатив в энергетической сфере некорректно. "Это суверенное право ЕС - принимать те или иные решения в рамках своего законодательства", - заявил он.
К тому же, к каким последствиям могут привести последние инициативы Еврокомиссии в энергетической сфере (если они будут приняты) пока совсем не ясно. Председатель правления немецкого энергетического гигант E.ON Вульф Бернотат на днях заявил, что планы Брюсселя по разукрупнению компаний вряд ли будут реализованы, учитывая, что столь важные члены ЕС, как Франция и Германия выступают против них.
И даже если «Газпром» столкнется с какими-то трудностями в приобретении новых энергоактивов в Европе, выручка от экспорта самого «голубого топлива» в ЕС неизмеримо важнее и для него самого, и для бюджета российского государства. Именно в наращивании экспорта газа в Европу заключается основная стратегия российской газовой монополии на ближайшие годы. Несмотря на переговоры о поставках газа в Китай и Корею, именно европейский рынок является сегодня для компании самым важным и останется таковым в обозримом будущем. На конгрессе в Риме было заявлено, что к 2015 «Газпром» собирается увеличить свою долю на газовом рынке Европы до 33% (с нынешних 26%). При этом большую часть экспорта газа из России будет осуществляться на основе долгосрочных контрактов. Поэтому европейцам, судя по всему, надо готовиться к тому, что роль России в качестве поставщика энергоресурсов будет только увеличиваться.
Правда, эксперты расходятся относительно реалистичности честолюбивых планов «Газпрома». Ряд из них уверены, что для этого есть все возможности, если одновременно с долгосрочными контрактами на поставку газа удастся договориться о серьезных инвестициях со стороны европейских инвесторов. Другие же считают, что увеличить поставки за границу будет крайне проблематичным из-за стремительного роста внутреннего спроса на топливо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции