СЕУЛ, 14 ноя - РИА Новости, Иван Захарченко. Власти Южной Кореи и КНДР предпочли экономическое сближение в качестве более удачного пути решения межкорейских проблем, чем прежние бесполезные политические споры. Именно проекты делового сотрудничества стали доминирующей темой на открывшихся в среду в Сеуле впервые за 15 лет переговоров глав правительств двух корейских государств.
Председатель кабинета министров КНДР Ким Ен Иль прибыл в Сеул прямым специальным авиарейсом и сразу отправился на встречу с премьер-министром Республики Корея Хан Док Су в сеульском отеле "Шератон - Уолкер Хилл".
Обменявшись любезностями и поклявшись сделать все для достижения конкретных результатов на переговорах, делегации Юга и Севера приступили к обсуждению мер для выполнения договоренностей о мире и совместном процветании, достигнутых в начале октября на межкорейском саммите в Пхеньяне.
Эти договоренности зафиксированы в совместном заявлении, принятом 4 октября президентом Республики Корея Но Му Хен и лидером КНДР Ким Чен Иром.
В течение дня делегации излагали свое видение путей реализации исторического, на их взгляд, документа и предложения по сотрудничеству, подразумевающему прежде всего проникновение на север Корейского полуострова южнокорейского бизнеса, технологий, капитала.
Южная Корея видит в этом путь к обеспечению безопасности на полуострове, решению ядерной проблемы, и КНДР, похоже, разделяет эту точку зрения. В Сеуле тем самым надеются осуществить уже давнюю идею создания экономического "содружества" двух корейских государств на пути к воссоединению нации.
"Необходимо форсировать формирование экономического содружества путем активизации экономического сотрудничества", - заявил на брифинге по итогам первого дня переговоров министр по делам национального объединения Республики Корея Ли Чэ Чжон.
По его словам, южнокорейский премьер Хан Док Су прежде всего предложил решить три насущных, на его взгляд, вопроса - упорядочения связи, свободного передвижения и таможни в развиваемой Южной Кореей индустриальной зоне в районе северокорейского города Кэсон.
В этом технопарке совместно работают уже более 20 тысяч сотрудников фирм и рабочих двух частей Кореи. Однако его работа осложняется отсутствием, например, таких элементарных в наше время вещей, как мобильная связь.
Со своей стороны северяне предложили для активизации сотрудничества в экономике модернизировать с помощью Южной Кореи железную дорогу от Кэсона, то есть фактически от южной окраины КНДР, до границы с Китаем в районе города Синыйджу.
И это не единственный проект, который был задуман Сеулом и Пхеньяном. Они также обсуждают создание зоны совместного промысла в Желтом море, налаживание прямого судоходства, развитие в КНДР базы судостроения, турбизнеса для южан, содействие северянам в развитии сельского хозяйства, меры по охране окружающей среды.
Обе стороны намерены работать над созданием единого словаря для сохранения корейского языка, получившего изрядные различия на Юге и Севере за полувековую историю раскола.
Официальные лица Южной Кореи подчеркивают доброжелательный характер атмосферы на переговорах и нацеленность двух сторон на достижение конкретного результата. Об этом несколько раз повторил перед началом встречи южнокорейский премьер Хан Док Су, и полное согласие с ним выразил его гость Ким Ен Иль.
"Полностью солидарен со словами премьер-министра, и это конечно важно. Поскольку надо дать результаты, а не просто сидеть и спорить", - сказал Ким Ен Иль.
Вместе с тем есть темы, которые могут вызвать сложности на переговорах. Это требование Пхеньяна устранить правовые препоны, прежде всего - действующие в Южной Корее законы, по которым КНДР является "антигосударстенной организацией" и свободные контакты с ней грозят тюрьмой.
Со своей стороны при обсуждении вопросов гуманитарного характера Сеул делает упор на решение не только проблем разделенных в результате раскола семей, но и выяснение судеб бывших военнопленных и жертв политических похищений.
По данным южнокорейского правительства, в КНДР до сих пор не по своей воле находятся бывшие южнокорейские жители, когда как Пхеньян заверяет, что все они добровольно оказались на Севере.
Что касается разделенных семей, то как отметил на брифинге южнокорейский министр, прежней практики проведения периодических свиданий явно недостаточно и требуются дальнейшие меры, такие как налаживание между ними почтового сообщения.
Однако эти проблемы кажутся не такими неразрешимыми, как в конце прошлого столетия, когда договоренности двух корейских государств из-за политических противоречий так и оставались на бумаге.
Параллельно стороны ведут переговоры на уровне министров обороны, чтобы обеспечить безопасность деловых связей между ними. Как сказал министр Ли Чэ Чжон, диалог премьеров и глав военных ведомств тесно связан и направлен на выполнение решений октябрьского саммита.
Вопрос только в том, не изменится ли курс Сеула в отношении КНДР после президентских выборов в декабре этого года. Если к власти придет консервативная оппозиция, щедрая помощь Пхеньяну может стать более прагматичной и поставленной в зависимость от решения военно-политических проблем. Отсюда и видимая спешка нынешних властей Республики Корея и КНДР сделать как можно больше для экономического сотрудничества с тем, чтобы его было уже труднее свернуть.
Оптимистическую точку в этом вопросе поставил глава делегации КНДР.
"Наш полководец открыл путь к тому, чтобы все дела пошли хорошо, так давайте постараемся", - призвал он премьер-министра Южной Кореи.
Однако на южной стороне нашлись также противники сближения двух частей Кореи, которые на подступах к отелю, где проходят переговоры премьер-министров, организовали днем манифестацию. Перед кордоном отряда местного "спецназа" несколько десятков человек подняли желтые транспаранты антипхеньянского содержания и сканировали лозунги, требуя премьера КНДР "убираться" обратно и свергнуть северокорейское руководство.
Вместе с тем это ничуть не помешало переговорам, проходящим под мощной охраной полицейских, патрулирующих всю территорию вокруг отеля и проверяющих документы у всех посторонних.
В четверг в рамках трехдневных переговоров намечены дискуссии по отдельным областям между официальными лицами двух делегаций, а глава кабинета министров КНДР, впервые находящийся в Сеуле, посетит в это время Национальный музей.
В последний раз переговоры премьер-министров КНДР и Южной Кореи проводились в сентябре 1992 года - тогда состоялось всего восемь их раундов, в ходе которых удалось подписать соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве Юга и Севера. Однако переговоры были прерваны Пхеньяном в знак протеста против американо-южнокорейских военных учений, которые рассматриваются им как репетиция войны против КНДР.
Улучшению отношений между двумя корейскими государствами способствовал прогресс на шестисторонних переговорах о ядерном разоружении КНДР, которая в октябре прошлого года провела испытание ядерного устройства. Дипломаты России, США, Китая, КНДР, Республики Корея и Японии договорились вывести из строя северокорейские ядерные объекты в обмен на энергетическую помощь Пхеньяну и гарантии безопасности.