НОВОСИБИРСК, 13 ноя - РИА Новости. В ряде регионов Сибири в конце октября - ноябре повысилась цена на бензин. При этом власти регионов заявляют, что, несмотря на присутствие здесь нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих производств, реальных способов влияния на цену бензина на местах пока нет.
По данным служб госстатистики, наиболее заметное повышение цены в октябре-ноябре - до 5% - отмечено в Республике Алтай, Алтайском крае, Томской области. Ранее, в летние месяцы, цена на бензин повысилась в других регионах Сибири.
Таким образом, литр бензина самой популярной марки Аи-92 дороже всего сегодня обходится автовладельцам в Читинской области (21,5 рубля), Иркутской области (20,5 рубля) и Республике Алтай (20,5 рубля).
В Алтайском крае самые крупные сети АЗС продают Аи-92 по 19,5 рубля за литр, подняв цену за месяц на разных заправках на 1-1,5 рубля. В Томской области удорожание также составило 1-1,5 рубля и цена достигла 19,5 за литр.
В Новосибирской, Кемеровской области цена Аи-92 держится на одном уровне три последних месяца и составляет 19,5 рубля и 18,5 рубля соответственно. В Красноярском крае бензин Аи-92 последние месяцы стоит 19,5 рубля. В Омской области литр Аи-92 стоит 19,5 рубля с начала года.
Власти регионов выражают обеспокоенность тем, что повышение цены на бензин может сказаться на розничной стоимости продуктов и других необходимых товаров, которые и без того подорожали за последние месяцы, а также неблагоприятно скажется на экономике сельхозсектора. Однако никаких возможных способов реального регулирования цен на бензин на местах пока не называют.
НЕХВАТКА СВОИХ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ
По словам руководителя департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области Сергея Семки, в регионе на сегодня расположен только один небольшой НПЗ.
"Этот завод запущен только месяц назад. И его мощность 200 тысяч тонн в год. А потребности региона составляют около 3 миллионов тонн. Поэтому основным поставщиком для Новосибирской области является "Газпром нефть", имеющая нефтеперерабатывающий завод в Омской области", - сказал Семка, добавив, что компания сама устанавливает отпускную цену своей продукции.
В Омской области НПЗ "Газпром нефти" - единственный завод по производству автомобильного топлива, его объем переработки составляет 16,5 миллиона тонн нефти в год. Этой же компании принадлежит самая крупная сеть АЗС. Как сказал РИА Новости сотрудник регионального представительства "Газпром нефти", вопросы ценообразования решаются в головном офисе компании в Москве и в регионе даже нет информации о предстоящих в ближайшее время изменениях цен и объемов продаж.
В Кемеровской области на сегодня работает лишь один небольшой нефтеперерабатывающий завод с мощностью переработки 10 тысяч тонн нефти в год. В режиме наладки еще несколько мини-НПЗ мощностью от 10 тысяч до 50 тысяч тонн нефти в год.
Практически весь бензин (около 99,7%) поступает в Кузбасс с нефтеперерабатывающих заводов Ачинска и Омска.
"В целом за год Кузбасс потребляет около 1,6 миллиона тонн светлых нефтепродуктов. Сейчас в регионе зарождается своя нефтеперерабатывающая отрасль. Кроме мини-НПЗ, за семь-восемь лет будут созданы три крупных завода. Только это, по мнению специалистов, может помочь Кузбассу снизить зависимость от ценовой политики поставщиков нефтепродуктов других регионов", - сказал РИА Новости сотрудник пресс-службы администрации Кемеровской области.
В ОЖИДАНИИ МЕР ОТ ЦЕНТРА
Он также сообщил, что губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в начале ноября обратился к премьер-министру РФ Виктору Зубкову с просьбой принять срочные меры по стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
"Непринятие своевременных мер по урегулированию создавшейся ситуации усилит и без того значительные инфляционные процессы", - отметил Тулеев в направленной премьер-министру телеграмме.
По его мнению, действующий механизм исчисления экспортных пошлин на нефть малоэффективен и не позволяет своевременно реагировать на изменения мировых цен на нефть и защищать внутренний рынок от дефицита нефтепродуктов. Поэтому, считает кемеровский губернатор, правительство России должно разработать дополнительные меры по урегулированию цен на ГСМ на внутреннем рынке.
В Томской области, которая является одним из богатейших по запасам нефти регионом (в этом году объем добытой нефти прогнозируется на уровне 10,2 миллиона тонн), действуют подразделения вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как "Газпром нефть" и "Роснефть". При этом перерабатывающих производств на территории региона нет. А этим компаниям, осуществляющим и оптовую торговлю нефтепродуктами, произведенными в других регионах (Омск, Ачинск, Ангарск), принадлежит также наибольшее количество АЗС в Томской области.
Руководитель антимонопольной службы в Томской области Владимир Шевченко так прокомментировал ситуацию депутатам областной Думы: "Ни органы власти Томской области, ни антимонопольное управление не имеют реальной возможности воздействовать на политику цен на нефтепродукты. Тем более, что государством цены не устанавливаются, а лишь отслеживается рыночный механизм их формирования".
При этом он отметил тенденцию последних лет, когда в периоды понижения оптовой цены производителей нефтепродуктов, "розничные реализаторы эту цену не снижали, повышая тем самым свой доход".
Соглашения сетей АЗС с региональной властью о сдерживании цен, торговых надбавок, по мнению специалистов, могут быть лишь поверхностной временной мерой.
"Анализ по стране, проводимый ФАС России, говорит, в том числе, и о том, что по каким-то непонятным причинам очень часто государственные и муниципальные закупки нефтепродуктов проводятся не на пиках снижения оптовых цен, а на пиках их повышения", - также сообщил Шевченко.
По мнению депутатов облдумы, до того времени, пока в регионе не начнут работать зарегистрированные здесь же НПЗ, с которыми власть сможет вести диалог о взаимных выгодах, способов влияния на ценообразование на рынке ГСМ у регионов не будет.
РЕГИОНЫ ПЫТАЮТСЯ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ И САМИ
Антимонопольная служба в настоящее время проверяет повышения цен в Республике Алтай. Как сказала агентству замминистра экономического развития республики Ольга Предеина, причины роста цен на бензин пока не ясны. По ее словам, после того как антимонопольная служба доложит о результатах проверки, будет рассматриваться вопрос о мерах, которые сможет предпринять власть.
В Красноярском крае после покупки "Роснефтью" активов ЮКОСа, в том числе Ачинского НПЗ с мощностью переработки 6,5 миллиона тонн нефти в год и Торгового дома ЮКОС-М, занимавшегося реализацией нефтепродуктов, изменилась сбытовая схема реализации продукции.
Как сказал РИА Новости представитель пресс-службы администрации края, все принципиальные решения об объемах нефтепродуктов, направлениях их реализации, ценах и другие стали приниматься в Москве, и регион при этом не получает никаких преимуществ.
Он также сообщил, что "летом текущего года на заседании совместной рабочей группы администрации края и компании "Роснефть" был поставлен вопрос о том, что данная система не отвечает интересам Красноярского края".
"Роснефть", по его словам, согласилась на создание в Красноярске торгового дома или структурного подразделения компании, которые будут заниматься вопросами сбыта нефтепродуктов, производимых на Ачинском НПЗ и на Ангарском заводе (Иркутская область). Однако как после создания этой структуры должна измениться ситуация, ни в администрации края, ни в компании пока не комментируют.
Ангарский НПЗ с мощностью переработки 13,4 миллиона тонн, также принадлежащий "Роснефти", является основным производителем нефтепродуктов в Иркутской области. В регулировании цен на его продукцию, которая поступает и в другие восточные районы Сибири, как сказал агентству представитель областного департамента экономики, власти Приангарья не участвуют.