Рейтинг@Mail.ru
Авиационное партнерство с одним крылом - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Авиационное партнерство с одним крылом

Читать ria.ru в
Дзен
8 ноября российский Минтранс объявил о том, что Авиационный саммит Россия-ЕС, который должен был состояться в Москве 16-17 ноября, «переносится на неопределенный срок». Российские и европейские СМИ сообщают о том, что со-организатор саммита - Еврокомиссия - решила таким образом «наказать» правительство России за его нежелание заключить договоренность об отмене платежей за использование перевозчиками стран ЕС транссибирских воздушных маршрутов (ТСМ). Усилиями Брюсселя проблема «транссибирских платежей» действительно превратилась в серьезный раздражитель в отношениях между Россией и Евросоюзом.

Сергей Соколов, советник председателя Совета по внешней и оборонной политике, для РИА Новости.

8 ноября российский Минтранс объявил о том, что Авиационный саммит Россия-ЕС, который должен был состояться в Москве 16-17 ноября, «переносится на неопределенный срок». Российские и европейские СМИ сообщают о том, что со-организатор саммита - Еврокомиссия - решила таким образом «наказать» правительство России за его нежелание заключить договоренность об отмене платежей за использование перевозчиками стран ЕС транссибирских воздушных маршрутов (ТСМ).

Усилиями Брюсселя проблема «транссибирских платежей» действительно превратилась в серьезный раздражитель в отношениях между Россией и Евросоюзом. Этот технический, по сути, вопрос регулярно поднимается европейцами даже на высшем уровне, наравне с требованиями к Москве пойти навстречу ЕС в области энергетики, демократии и прав человека или, например, в деле о «польском мясе». Уровень эмоций в Еврокомиссии поднялся до такого уровня, что комиссар по торговле П.Мандельсон, подобно печально известному историческому деятелю, при слове «ТСМ» готов хвататься за пистолет. Ирония заключается в том, что, решив саботировать Авиационный саммит, КЕС из этого пистолета сама себе «выстрелила в ногу», лишившись возможности поднять важную для нее проблему на форуме с участием первых лиц российского правительства и отечественной авиационной отрасли.

За пять с лишним лет, в течение которых евробюрократы добиваются от России серьезных уступок в авиационной сфере, тема ТСМ успела с их подачи не только стать предметом громких политических заявлений с обеих сторон, но и обрасти мифами.

Миф первый: российское государство взимает «роялти» за использование иностранными авиакомпаниями своего воздушного пространства, что запрещено Чикагской (1944 г.) конвенцией о международной гражданской авиации. Это неправда. На самом деле речь идет о взаиморасчетах между хозяйственными субъектами - авиаперевозчиками России и стран ЕС. Государство эти деньги не получает и Конвенцию не нарушает.

Миф второй: платежи за ТСМ противоречат обычной международной практике и обязательствам Российской Федерации. Тоже неправда: коммерческие соглашения между авиакомпаниями заключаются повсюду в мире и всегда основываются на положениях двусторонних межправительственных Соглашений о воздушном сообщении (СВС).

Миф третий: Россия заставляет европейцев пользоваться ТСМ и платить за это деньги. На самом деле система транссибирских маршрутов была создана в 1960-х - 1970-х годах в ответ на настойчивые просьбы именно стран ЕС и их авиакомпаний, желавших летать из Европы в Азию и обратно по кратчайшим трассам. Никто не мешает европейским перевозчикам пользоваться другими маршрутами или вообще летать в обход российского воздушного пространства.

Миф четвертый: Россия обязалась отменить платежи за ТСМ еще три года назад. Эта ложь, имеющая конкретных авторов в Брюсселе, получила в последнее время широкое распространение. Правда же заключается в том, что в мае 2004 года российское Правительство в лице уже бывшего главы Минэкономразвития взяло на себя одностороннее обязательство к концу 2013 года модернизировать систему расчетов за ТСМ таким образом, чтобы она отвечала принципам прозрачности, привязки к реальным затратам и  недопущения дискриминации между иностранными перевозчиками. Никакой отмены платежей Россия не обещала.

Миф пятый: система «транссибирских платежей» сдерживает авиасообщение между Европой и Азией. На самом деле европейские и азиатские перевозчики все более активно пользуются ТСМ - самой короткой, удобной и экономичной трассой между двумя частями света. Только за 9 месяцев этого года количество полетов по этому маршруту возросло на 14%, и счет уже идет на сотни тысяч (!) рейсов в год.

Миф шестой: платежи за ТСМ противоречат нормам ВТО и препятствуют вступлению России в эту Организацию. Еще одна ложь, распространяемая Гендиректоратом КЕС по торговле. ВТО вообще не регулирует сферу авиасообщений. Что же касается препятствия на пути присоединения Российской Федерации к ВТО, то оно возникло только благодаря усилиям П.Мандельсона и его коллег, несмотря на то, что вопрос о модернизации системы использования ТСМ даже не упомянут в протоколе об условиях вступления, который Россия подписала с ЕС в мае 2004 года.

Миф седьмой: российский президент лично обещал Евросоюзу отменить «транссибирские платежи». Президент России никогда, ни устно, ни письменно, не давал подобного обещания. Не произошло этого и в ходе недавнего саммита Россия-ЕС в Португалии.

Миф восьмой: система использования ТСМ является тормозом на пути развития сотрудничества Россия-ЕС в области гражданской авиации. Правда заключается в том, что, несмотря на препятствия, чинимые Брюсселем, это сотрудничество развивается. Российские авиакомпании вступают в международные альянсы с участием европейских перевозчиков, обсуждают крупные сделки в области обмена активами авиакомпаний, ширится список проектов сотрудничества в сфере авиапрома.

К этому следует добавить, что майская (2004 года) договоренность между Москвой и Брюсселем предусматривала обсуждение параметров и сроков модернизации ТСМ в рамках переговоров по «широкому» соглашению Россия-ЕС в области воздушного транспорта. Еврокомиссия не смогла получить мандата на такие переговоры и уклоняется от выполнения своей части джентльменского соглашения.

Следует отметить, что идея всеобъемлющего соглашения по типу договора об «открытом небе», заключенного между ЕС и США, вызывает неоднозначную реакцию со стороны некоторых российских экспертов. Они считают, что отечественная гражданская авиация еще недостаточно окрепла для того, чтобы на равных конкурировать с европейцами на внутреннем и международном рынках авиаперевозок. Тем не менее, нельзя не признать того, что начало переговоров по «широкому» соглашению позволило бы, по крайней мере, создать формат, в рамках которого можно было бы вести поиск компромиссного решения, отвечающего интересам как Евросоюза (и КЕС), так и российской гражданской авиации и авиапрома.

На это был нацелен и отмененный саммит. Отказ приехать в Москву наглядно показал, что, несмотря на громкие заявления о желании строить равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с российской стороной в сфере воздушного транспорта, Брюссель на самом деле навязывает дружбу, предполагающую наличие только одного «дружащего» - России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала