Рейтинг@Mail.ru
Новый "ЯК" на старой полосе - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Новый "ЯК" на старой полосе

Читать ria.ru в
Дзен
Пока дубайский эмир, страна которого в эти дни принимает очередную международную аэрокосмическую выставку, приценивается к российским МиГам и СУ, на их родине на полосы боевых аэродромов готов встать самолет еще одного легендарного авиационного конструкторского бюро - "Яковлева". ВВС в начале ноября доложили, что "с положительным результатом" наконец завершили более чем 10-летнюю программу государственных испытаний учебно-боевого самолета Як-130.

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Пока дубайский эмир, страна которого в эти дни  принимает очередную международную аэрокосмическую выставку, приценивается к российским МиГам и СУ, на их родине на полосы боевых аэродромов готов встать самолет еще одного легендарного авиационного конструкторского бюро - "Яковлева". ВВС в начале ноября доложили, что "с положительным результатом" наконец завершили более чем 10-летнюю программу государственных испытаний учебно-боевого самолета Як-130.

Вот только родные аэродромы могут оказаться для приглянувшихся эмиру МиГов и СУ, а также не менее перспективного "Яка" пострашнее всех F-16 и "Миражей". Но сначала - о приятном.

В начале 90-х создатели Як-130 решили построить по-настоящему современный учебно-боевой самолет, отвечающий международным стандартам боевой авиации и, следовательно, имеющий широкие перспективы на мировом авиарынке. Для этой цели в 1992 г. КБ Яковлева подписало соглашение с итальянской фирмой Aermacchi Spa о совместной разработке самолета.

Несмотря на то, что позднее этот партнер вышел из программы, самолет удалось оснастить бортовым радиоэлектронным оборудованием известных западных фирм ВАЕ Systems и Honeywell. Кроме того, Як-130 оснащен системой управления, которая может перепрограммироваться в зависимости от типа боевого самолета. В целом же новый "Як" будет входить в единый отечественный учебно-тренировочный комплекс по типу комплекса T-45 TS, который сформирован в ВМС США.

Кроме завидной электронной начинки, этому самолету есть что предложить и по остальным характеристикам.

Вооружение: максимальная боевая нагрузка 3000 кг, в том числе управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" Х-25МЛ и класса «воздух-воздух» Р-73, 23-х или 30-миллиметровые пушки. Интересно, что рассматривалась возможность использования западного ракетного оружия, в частности, американских ракет малой дальности класса "воздух-воздух" "Сайдуиндер" и управляемых ракет класса "воздух-поверхность" "Мейврик".

Летно-технические характеристики: максимальная скорость 1040 км/ч, максимальная скороподъемность 51 м/с, боевой радиус в варианте ударного самолета - 555 км. Двигатели: два турбореактивных двухконтурных двигателя словацкой фирмы  Povazshke Strojarne L.M. тягой по 2200 кгс. 

Итак, теперь вся боевая подготовка военных летчиков будет производиться на однотипном парке учебно-боевых самолетов Як-130. Конечно, это хорошо. Но самолет, пилотируемый пусть даже прекрасно подготовленным летчиком, не может все время находиться в воздухе: чтобы туда попасть, необходимо сначала благополучно взлететь, а затем не менее благополучно приземлиться.

Между тем, согласно заявлению главного «тыловика» ВВС Ивана Пенькова, сделанного в конце 2005 г., 70% российских аэродромов требуют незамедлительного капитально ремонта. И за минувшее два года ничего не изменилось, несмотря на стабильно возрастающий официальный бюджет военного ведомства. Сегодня отечественные ВВС едва ли наберут два десятка авиабаз, взлетно-посадочные полосы и рулевые дорожки которых отвечали бы требованиям безаварийной эксплуатации боевой техники. На других полосах техника попросту уродуется после каждого взлета и посадки: ломаются стойки шасси, деформируется планер, отказывают двигатели и навигационное оборудование.

Какое наиболее оптимальное решение в таких условиях принимает командование той или иной летной части? К тому же, если примем во внимание, что, по данным 2005 г., из состоящих на вооружении 1800 самолетов на земле оставалось 1200 машин по причине отсутствия средств на текущий, регламентный и капитальный ремонт.

Правильно. Нет взлета-посадки - нет аварии. Вот и летают наши офицеры не в пример ассам с "Нимица" считанные часы в году. Чего стоит один только случай с майором Валерием Трояновым, который в том же 2005 г. при коротеньком перелете из Ленинградской области в Калининградскую ухитрился заблудиться, залететь, вызвав приграничный инцидент, в Литву и успешно катапультироваться, разбив, естественно, истребитель Су-27. 

Согласно планам российского министерства обороны, не менее 50% военного бюджета будут выделять на закупку и модернизацию вооружений. Факт боевой техники на вооружении означает, что она должным образом содержится и осваивается. Но для этого необходимо водить, стрелять и летать.

Осталось лишь обустроить большое аэродромное поле...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала