МОСКВА, 12 ноя - РИА Новости. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил в Администрацию президента РФ предложения о реформировании системы контроля за трансфертным ценообразованием, которые призваны минимизировать (сделать эксклюзивным) и упростить налоговый контроль за рыночностью цен, сообщил РИА Новости заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.
"Эти предложения были разработаны экспертами на базе Финансовой академии при правительстве РФ и представляют собой альтернативную концепцию механизма контроля по отношению к законопроекту Минфина о трансфертном ценообразовании", - сказал он.
Речь идет о контроле ценообразования в сделках, при которых велик риск занижения цен (например, между взаимозависимыми компаниями). В настоящий момент этот механизм неэффективен из-за сложности и нечеткости законодательства. Минфин РФ свой проект о трансфертном ценообразовании представил общественности в начале года, предложив уточнить статью 40 Налогового кодекса (в которой приводятся принципы определения цены в целях налогообложения) и в статью 20 НК РФ (где уточняются принципы взаимозависимости).
Эксперты предлагают внести поправки только в статью 40 НК РФ (копия подготовленного ими документа имеется в распоряжении РИА Новости). В документе предлагается контроль за трансфертным ценообразованием сделать эксклюзивным: то есть сосредоточить его только на достаточно крупных операциях между зависимыми компаниями. Так, сделка, в которой хотя бы одной из сторон является нерезидент РФ, предлагается признавать контролируемой только в случае, если цена такой сделки превышает 1 миллион рублей и одновременно одной из сторон по ней является налогоплательщик, обороты которого за календарный год превышают 1 миллиард рублей.
При этом сделка с участием исключительно российских компаний может быть признана контролируемой, если выявлены признаки зависимости сторон и либо предметом сделки являются полезные ископаемые, либо одна из сторон - налогоплательщик, уплачивающий пониженную ставку налога. Иными словами, предлагается не контролировать сделки, совершенными, например, взаимозависимыми лицами в рамках одного региона.
Также авторы обращают внимание, что для определения оборотов налогоплательщика "предлагается одновременно учитывать как сумму цен по заключенным им в течение года сделкам, так и сумму выручки за указанный период".
"Это позволит сосредоточиться на тех сделках, где действительно, может идти речь о потерях бюджета в результате использования трансфертоного ценообразования", - пояснил Беляков.
Авторы предлагают следующий алгоритм налогового контроля за ценообразованием. Налогоплательщик, совершивший в течение календарного года хотя бы одну контролируемую сделку, обязан сам уведомить об этом налоговый орган и представить документы, обосновывающие цену указанной контролируемой сделки. Причем (это связано с критериями контролируемости сделок) в течение года налогоплательщик может заключать сделки, которые под контроль попадут только в конце года - при условии достижения компанией определенных финансовых показателей.
Налоговые инспекторы, получив отчетность, вправе проверить примененную цену. Для этого можно использовать два способа. Первый - определить интервал рыночных цен на соответствующий товар, работу или услугу. При невозможности определения этого интервала расчетная цена товара, работы или услуги. В проекте приводится четкий алгоритм определения интервала или расчетной цены.
Интервал цен определяется в случае большого количества различной информации о ценах на соответствующие товары, работы или услуги, поясняют авторы в документе.
Минфин тоже в своем проекте предлагает пользоваться интервалом, однако принципы его определения другие, напомнил Беляков. Если Минфин предлагает пользоваться лишь значениями цен, то эксперты - еще и учитывать объемы и количество сделок по данной цене. "При подходе Минфина может оказаться так, что до 60% сделок, проведенных компанией по вполне рыночным принципам, окажутся вне интервала", - подсчитали в РСПП. Предложения экспертов позволяют избежать таких последствий, добавил Беляков.
Что же касается расчетной цены, тут предлагается пользоваться как указанными в настоящий момент в НК РФ методами, так и новыми. Так, налоговики смогут пользоваться любыми источниками, дающими достоверную информацию о существующих на рынке ценах. В том числе и справочниками, которые может составлять орган государственной власти.
"В том случае, если указанная сторонами контролируемой сделки цена товара, работы или услуги не соответствует интервалу рыночных цен или соответственно отклоняется от расчетной цены в сторону повышения или понижения на 10%, и одновременно указанное несоответствие или отклонение повлекло занижение суммы подлежащего уплате налога, налоговый орган вправе произвести ее перерасчет", - отмечается в пояснительной записке к письму в администрацию.
Эксперты, также как и Минфин, предлагают сохранить в НК РФ положения о презумпции рыночности цены сделки. "Однако при подходе Минфина бремя доказывания ложится на плечи налогоплательщика и эта норма остается лишь декларацией", - сказал Беляков, добавив, что эксперты предлагают сохранить обязанность доказывания за налоговыми органами.
В РСПП считают, что предложения экспертов больше, чем проект Минфина, соответствуют положениям Бюджетного послания президента. "Очевидно, что оценить, насколько это так, могут в администрации, поэтому мы и направили эти предложения на имя руководителя Администрации президента Сергея Собянина", - пояснил Беляков.
Он напомнил, что в соответствии с посланием президента процедуры контроля за трансфертным ценообразованием должны быть максимально простыми и понятными, а также не должны препятствовать созданию холдинговых компаний.
"Минфиновская версия не вполне соответствует Бюджетному посланию президента", - заявил в свою очередь РИА Новости источник в администрации президента. По словам собеседника, в администрации пока детально не ознакомились с вариантом экспертов.