Александр Колдобский, заместитель директора Института международных отношений, для РИА Новости.
Николя Саркози недавно недвусмысленно заявил в Вашингтоне, что иранскую ядерную проблему можно решить с помощью санкций ООН и ЕС, однако тут же оговорился о «готовности к диалогу с Тегераном». По мнению французского президента, обладание Ираном ядерным оружием неприемлемо, но доступ к «мирному атому» открыт для всех - в том числе и для этой страны.
Вряд ли такая расстановка акцентов в понимании иранской темы понравилась принимающей стороне - Джорджу Бушу. Ведь совсем недавно американский президент призывал «не допустить Иран к ядерным технологиям во избежание третьей мировой войны». «Слово есть символ представления реальности в сознании» - если исходить из этого логического понятия, то напрашивается вывод: упоминая третью мировую войну, Буш вполне реально себе ее представляет. Но каким может быть ее сценарий?
Никакой логикой нельзя объяснить, причем тут третья мировая война и Иран. Ни одну из значимых коалиций в мировой войне Иран возглавить не в состоянии - ни сейчас, ни в обозримом будущем. Как не может он стать и casus belli для возникновения и последующего столкновения таких коалиций. Любая военная авантюра с его стороны привела бы к немедленному разгрому и к исчезновению этого государства с политической карты мира. К тому же, при таком развитии событий Иран не может надеяться на какое-либо сочувствие в мире.
С другой стороны, нельзя исключить военную операцию США в Иране. Последствия такого политического безумия будут тяжелейшими - и для Тегерана, и для Вашингтона. Действо, происходящее ныне в Ираке, покажется детской игрой в казаки-разбойники. Тем не менее, и в этом случае третьей мировой войны не возникнет. В сегодняшних условиях она может начаться лишь с прямого военного столкновения крупнейших ядерных держав, хотя на этом и завершится мировая история.
Позиции России и США - ключевые в сценарии гипотетической третьей мировой войны, поскольку ядерное оружие этих государств (в отличие от других, даже ядерных) играет системную роль в современном мире. Допустить, что в орбиту такой войны не будут втянуты крупнейшие государства, было бы не только политически наивно, но и формально неверно. Союзничество же этих двух стран немедленно делает третью мировую войну невозможной по определению. А поскольку, по Бушу, она все же возможна, то в такой же степени возможно и полномасштабное военное столкновение США и России.
В «доядерную» эпоху, говоря словами немецкого мыслителя Карла фон Клаузевица, войну еще можно было рассматривать как продолжение политики иными методами. Однако война между двумя державами, обладающими системным ядерным потенциалом, тем и отличается, что в ней заведомо не может быть победителя. Все мечты о военной победе неминуемо разбиваются о неизбежную перспективу сгореть в пламени ответного ядерного удара. Вопрос только в очередности: ударишь первым - умрешь вторым.
Поскольку о третьей мировой войне говорит президент США, а Иран к ней «притянут за уши», то нельзя не прийти к тревожному для России заключению. Главный смысл американского лидера таков: для достижения своих целей США, ни на кого не обращая внимания и ни к кому не прислушиваясь, готовы пойти и на третью мировую войну. Другого вывода элементарная логика не дает.
Остается лишь надеяться, что эти слова Джорджа Буша недалеко ушли от его же пассажей с Бразилией и Боливией, Австрией и Австралией (хотя непонятно, с чем можно спутать третью мировую войну?). В одном случае дело ограничивается язвительным плакатами венцев «В Австрии нет кенгуру!» Но в другом варианте речь идет не только о невежестве, но и о высокомерном пренебрежении к судьбам жителей планеты, не исключая и американцев. Причем, пренебрежении не на уровне государственном или национальном, а на уровне социально-биологическом, ибо третья мировая война и исчезновение развитой человеческой цивилизации на Земле - понятия синонимичные.
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции