Рейтинг@Mail.ru
Притяжение Марса. Часть III - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Притяжение Марса. Часть III

Читать ria.ru в
Дзен
Помимо необходимости решения многочисленных технических и медико-биологических проблем марсианской экспансии есть еще один и, наверное, самый важный вопрос: зачем нужно посылать на Марс пилотируемую экспедицию, высаживать космонавтов на его поверхность? Будут ли оправданы огромные затраты ресурсов и, конечно, определенный риск, которые, несмотря на все принимаемые меры, всегда сопутствуют космическим полетам? Пожалуй, однозначного ответа на эти вопросы нет. Экс-генеральный конструктор РКК "Энергия" академик Юрий Семенов считает, что для России работа над проектом марсианской экспедиции имеет исключительно важное значение: "Особенность российской космической промышленности такова, что для ее сохранения такие проекты необходимы.

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, для РИА Новости.

 Часть I читайте здесь.

Часть II читайте здесь.

Часть III

Помимо необходимости решения многочисленных технических и медико-биологических проблем марсианской экспансии есть еще один и, наверное, самый важный вопрос: зачем нужно посылать на Марс пилотируемую экспедицию, высаживать космонавтов на его поверхность? Будут ли оправданы огромные затраты ресурсов и, конечно, определенный  риск,  которые, несмотря на все принимаемые меры, всегда сопутствуют космическим полетам? Пожалуй, однозначного ответа  на эти вопросы нет.

Экс-генеральный конструктор РКК "Энергия"  академик Юрий Семенов считает, что для России работа над проектом марсианской экспедиции имеет исключительно важное значение: "Особенность российской космической промышленности такова, что для ее сохранения  такие проекты  необходимы. В области пилотируемой космонавтики сегодня работают более 200 предприятий с несколькими десятками тысяч квалифицированных специалистов. Участие этих предприятий в марсианском проекте позволит во многом решить социальные проблемы в промышленности. Проект станет тем звеном, которое будет стимулировать развитие российской передовой технологии. И, главное: сохранение позиций на мировом рынке передовых технологий - одна из приоритетных задач экономики России".

Это, так сказать, прагматико-социальная мотивация  полета человека на Марс. России действительно нужны  крупные научные программы. Иначе процесс, когда наиболее ценные и квалифицированные  кадры уходят из страны, поскольку не находят себе применения, будет продолжаться. Вопрос в другом - так ли уж необходимы для исследования Марса космонавты?

В свое время американцы  выполнили пилотируемые полеты на Луну (миссия "Аполлон"). Однако и тогда,  и сегодня всем было ясно, что эти полеты нужны были не для науки, а лишь для мощного политического  эффекта. Они обошлись американцам в $125 млрд., что почти в 10 раз превышает сегодняшний ежегодный объем финансирования американской космической программы.

Конструктор космических кораблей и летчик-космонавт профессор Константин Феоктистов оценивает американскую программу "Аполлон"  не только с плюсом - "прекрасная инженерная  работа",  - но и с большим минусом. Ведь те же научные задачи советские специалисты решили с помощью автоматов, и несравненно дешевле: лунный грунт был доставлен на Землю без риска для жизни космонавтов.

Критические оценки даются сегодня многими экспертами и проекту Международной космической станции, называя его "огромным просчетом стоимостью в $100 млрд." По их мнению, если и нужно выводить в космос пилотируемые аппараты, то не общего профиля, а только специализированные для решения конкретных научных и прикладных задач.

По оценкам американских специалистов, пилотируемая экспедиция на Марс  обойдется где-то в $500 млрд. По российским расценкам проект отечественной пилотируемой экспедиции к Марсу может быть осуществлен за $14 млрд. на 12 лет. Таково мнение тех, кто «за» полет. Величина, примерно соизмеримая с открытым бюджетом (по годам) всей космической отрасли страны. Это немало. Но государству фактически придется удвоить затраты на космическую деятельность. Поскольку не будет никакого пилотируемого полета на Марс без предварительных тщательных его исследований с помощью автоматических аппаратов. Генеральный директор Центрального научно-исследовательского  института машиностроения, входящего в структуру Роскосмоса, академик Николай Анфимов, например, считает, что затраты на проект марсианской пилотируемой экспедиции превысят  $100 млрд.

Пока же в Федеральной космической программе  (ФКП 2006-2015 гг.) только один марсианский проект - "Фобос-Грунт", и то главная его задача - доставка на Землю образцов грунта лишь марсианского спутника Фобоса. Для науки, это конечно, очень важно, поскольку считается, что Фобос состоит из первородного вещества Солнечной системы. Но еще до начала пилотируемой миссии на поверхность Марса должны быть доставлены несколько больших марсоходов-лабораторий, которые проведут исследования различных областей планеты и дадут возможность определить районы, наиболее подходящие для высадки там космонавтов.

Главная задача планетных исследований - создание научной теории возникновения и эволюции тел Солнечной системы (планет, их спутников, комет, астероидов). Особо следует выделить проблему построения теория образования и эволюции Земли, способной дать прогноз дальнейшего ее развития. Это можно сделать только  в рамках сравнительной планетологии. При этом не существует в области исследования Солнечной системы такой научной задачи, которая не могла бы быть решена с помощью более дешевых, чем пилотируемые корабли, автоматических космических аппаратов.

Большинство научных достижений в космической области связано с "автоматами", а не с пилотируемой космонавтикой, утверждает директор Института космических исследований Российской академии наук профессор Лев Зеленый. Тем не менее, по его мнению, человек обязательно высадится на Марс, даже если с рациональной точки зрения это будет совершенно бессмысленно. Ощущения человека, ступившего на другую планету, стоят так дорого, что оценить их невозможно. Кроме того, в программах планетных исследований и, прежде всего, Марса есть задачи, так сказать, футорологического свойства.

Космические катастрофы не раз обрушивались на планеты, в том числе и на Землю. Не исключены они и в будущем, причем такие, что могут привести к гибели человечества. Поэтому для землян неплохо иметь запасную планету. И наиболее перспективная в этом отношении - Марс. Если в прошлом там были и более плотная атмосфера, и теплый климат, то, может быть, пусть и в очень отдаленном будущем, удастся вернуть его в это состояние, превратить в обитаемую планету. Уже только это может стать важнейшей мотивацией пилотируемых экспедиций к Марсу.

И, конечно, очень важно, чтобы межпланетные пилотируемые миссии готовились и осуществлялись совместными усилиями многих стран. Не следует повторять ошибку Хрущева, который в свое время отверг предложение Кеннеди объединить усилия Советского Союза и США в лунной пилотируемой программе.

Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала