Рейтинг@Mail.ru
Меры доверия в Азии: от идеи до реализации - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Меры доверия в Азии: от идеи до реализации

Читать ria.ru в
Дзен
Впервые выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в качестве Главы молодого независимого Казахстана в 1992 году, Президент Н. Назарбаев выдвинул свое видение будущей системы безопасности в Азии. «Сегодня мир вплотную подошел к той черте, за которой явные и смутные вызовы будущего заставляют нас перейти к новому качеству координации и организации наших совместных усилий», - сказал он в своем выступлении. Выдвижение в то сложное время инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) как одного из механизмов, способствующих разрешению проблем этого континента, требовало политической дальновидности и решительности.

Нурлан Ермекбаев, заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан.

Впервые выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в качестве Главы молодого независимого Казахстана в 1992 году, Президент Н. Назарбаев выдвинул свое видение будущей системы безопасности в Азии. «Сегодня мир вплотную подошел к той черте, за которой явные и смутные вызовы будущего заставляют нас перейти к новому качеству координации и организации наших совместных усилий», - сказал он в своем выступлении. Выдвижение в то сложное время инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) как одного из механизмов, способствующих разрешению проблем этого континента, требовало политической дальновидности и решительности.

90-е годы прошлого века были временем потрясений для всего мирового сообщества. Распад одной из супердержав и появление на карте мира более десятка новых государств; увеличение числа военно-политических конфликтов практически во всех регионах, включая Европу; нарастание противостояния не только между Западом и Востоком, но и между Севером и Югом. Это было время, когда темпы глобализации стали набирать все большие обороты, все туже связывая экономически и политически все страны и вызывая их все большую взаимозависимость. Глобализация сопровождается не только положительными факторами - постепенным «стиранием» межгосударственных границ, свободным движением капитала, трудовых и интеллектуальных ресурсов, информации, бурным развитием торгово-экономических отношений между странами. К сожалению, этот процесс привел в действие интернационализацию новых вызовов и угроз, включая терроризм, рост религиозного экстремизма, нелегального оборота наркотиков и стрелкового оружия.

В сентябре 2007 года Президент Назарбаев, действующий председатель СВМДА, выступая на шестьдесят второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН, обратил на это внимание: «В последние годы международный терроризм значительно ослабил безопасность мирового сообщества. Финансовую опору терроризму дает международная наркоторговля. Сегодня треть ежегодного оборота «экономики терроризма» приходится именно на наркоиндустрию».

Почему же все-таки Казахстан взялся за реализацию столь масштабного международного проекта, как СВМДА? Необходимо вспомнить, что после распада СССР изменился незыблемый до поры баланс сил в мире, и казахстанской дипломатии надо было начинать работу фактически на голом месте.

К тому времени ряд попыток создать какую-либо структуру безопасности в Азии не увенчались успехом. С завершением «холодной войны» и на фоне быстро меняющихся геополитических и геоэкономических тенденций идея о созыве СВМДА сразу получила поддержку со стороны ряда государств, играющих значительную роль в определении политического климата на континенте. Казахстан и государства, поддержавшие процесс СВМДА, отчетливо понимали чрезвычайную сложность задачи создания подобной структуры безопасности, так как Азия - самый многообразный континент во всех своих проявлениях: политических, экономических, религиозных, этнических и культурных. Кроме того, нельзя не отметить высокую степень напряженности в некоторых регионах Азии в силу затяжных исторических конфликтов и устоявшегося недоверия. И все-таки, к этому времени уже стало понятно, что единственным путем, который позволил бы странам азиатского региона пользоваться преимуществами глобализации и бороться против новых вызовов и угроз, являются диалог и сотрудничество в безопасном и стабильном окружении.

В нынешнем году исполнилось пятнадцать лет с исторической даты выдвижения идеи СВМДА. С какими достижениями Совещание подошло к своему 15-летию?

В силу специфических причин, упомянутых выше, не могло быть и речи о слепом копировании принципов деятельности таких региональных организаций, как, например, ОБСЕ. Надо было создавать новую структуру, принципы и механизм деятельности которой был бы приемлем для всех ее участников.

Свидетельством признания этих усилий стала Первая встреча министров иностранных дел СВМДА, состоявшаяся в Алматы 14 сентября 1999 г., в ходе которой была принята Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА. Этот первый официальный документ заложил основу последующего развития процесса Совещания. В Декларацию «...вошли общепринятые принципы международной безопасности: уважение суверенитета и прав всех государств-участников СВМДА; сохранение территориальной целостности и невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное урегулирование споров; отказ от применения силы; разоружение и контроль над вооружениями; сотрудничество в торгово-экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; уважение фундаментальных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права» (К.Токаев. Преодоление. Дипломатические очерки , 2003. Стр. 368).

Первый саммит глав государств и правительств стран-участниц СВМДА, состоявшийся в Алматы 4 июня 2002 г., ознаменовал формальное рождение Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии - многостороннего форума по углублению сотрудничества ради обеспечения мира, безопасности и стабильности в Азии. В этом мероприятии Совещания приняли участие главы Казахстана, России, Китая, Пакистана, Турции, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана, премьер-министры Азербайджана и Индии, уполномоченные официальные лица Ирана, Египта, Палестины и Израиля, представители государств и организаций-наблюдателей.

В ходе диалога на 1-м Саммите лидеры азиатских стран говорили о принципиально новых подходах к обеспечению безопасности в Азии, основанных на доверии, уважении и сотрудничестве. Эти принципы были отражены в итоговых документах форума - Алматинском акте и Декларации Саммита по устранению терроризма и содействию диалогу между цивилизациями. Совещание начало процесс постепенного превращения в удобную площадку для взаимодействия.

После Саммита началась работа над «Каталогом мер доверия СВМДА» - основой для конкретной деятельности СВМДА. Этот документ, принятый на встрече министров иностранных дел в 2004 г. можно считать несомненной заслугой государств-членов, поскольку он позволяет на добровольной основе выбирать те конкретные меры доверия в экономическом, экологическом и гуманитарном измерении, а также для борьбы с новыми вызовами и угрозами, которые приемлемы для той или иной страны.

Второй Саммит, состоявшийся 17 июня 2006 г., поставил задачу выработать механизм реализации мер доверия. Выступления глав государств и правительств в ходе заседания Второго Саммита подтвердили заинтересованность и дальше развивать процесс СВМДА.

Значительным событием в ходе Второго Саммита СВМДА стало подписание Соглашения о Секретариате СВМДА, созданном для повышения эффективности процесса. В качестве одной из наиболее важных и первоочередных задач Секретариата является содействие государству, председательствующему в СВМДА и другим государствам-членам СВМДА в совместной разработке механизмов реализации мер доверия СВМДА в экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях, а также в области борьбы с новыми угрозами и вызовами. Планируется также проведение различных мероприятий. На сегодняшний день в Секретариате уже работают 6 дипломатов из 5 стран: Индии, Казахстана, России, Пакистана и Турции. Вскоре ожидается приезд представителей Ирана и Пакистана, кандидатуры которых были одобрены во время КСДЛ 17 октября 2007 года в Алматы.

В жизни огромного континента возник новый политический процесс, призванный значительно расширить возможности для многостороннего диалога. С присоединением Республики Корея и Королевства Таиланд число государств-участников Совещания достигло 18. С просьбой о принятии в полноправные члены обращаются и другие государства. Эти факты свидетельствуют о росте авторитета Совещания, как континентальной структуры.

Сейчас СВМДА вступило в новый этап своей эволюции, который заключается в непосредственном осуществлении мер доверия среди государств-членов. В марте 2007 г. в Бангкоке Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) СВМДА рассмотрел и принял рабочий документ «Кооперативный подход к реализации мер доверия СВМДА» - детализированную концепцию и механизмы деятельности. Бангкокское заседание СДЛ ознаменовало переход процесса на качественно новый уровень - практической реализации странами-участницами конкретных мер по сближению и укреплению доверия в пяти направлениях.

Традиционно под мерами доверия понимаются меры, предпринимаемые государствами для уменьшения угрозы и недоверия, существующих между ними, в том числе для снижения угрозы войны. Сама концепция мер доверия возникла из попыток, предпринятых во время «холодной войны», во избежание ядерной войны, которая могла возникнуть случайно в результате аварий и ошибок. По сути, меры доверия воспринимались как сотрудничество в военно-политической области для уменьшения напряженности между государствами.

Меры доверия СВМДА, однако, выходят за рамки традиционных концепций. Руководители государств-членов СВМДА признали, что во взаимосвязанном и взаимозависимом мире XXI века меры доверия в социально-экономическом измерении так же важны, как и в военно-политическом. Поэтому Каталог мер доверия СВМДА, определяет пять измерений для осуществления мер доверия: (i) военно-политическое; (ii) противостояние новым вызовам и угрозам; (iii) экономическое; (iv) экологическое; и (v) гуманитарное (J. Asanov. Evolution of CICA. The Journal of Turkish Weekly, September 23, 2007. Ankara). В Азии существует обширный потенциал для совместной деятельности в таких сферах, как торговля, экономика, охрана окружающей среды, устранение последствий стихийных бедствий, транспорт, энергетика, культурный обмен, диалог между цивилизациями и противодействие новым угрозам и вызовам.

Начался процесс реализации мер доверия в четырех социально-экономических измерениях. Восемь государств-членов выразили готовность действовать в качестве координаторов отдельных проектов по реализации мер доверия: Азербайджан - в сфере развития безопасных и эффективных систем транспортных коридоров; Иран - вопросы контроля над наркотиками и вопросы национального управления чрезвычайными ситуациями; Казахстан - в гуманитарном аспекте; Республика Корея - сотрудничество в области IT и энергетической безопасности; Россия - сотрудничество в экономическом аспекте; Таджикистан - сотрудничество в области туризма; Турция  - в области новых вызовов и угроз.

На состоявшемся 17 октября 2007 года заседании Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) СВМДА, посвященном 15-летию Совещания, Республика Индия выразила готовность совместно с Республикой Корея и Азербайджаном, соответственно, стать со-координатором в области энергетической безопасности и сотрудничества в области развития безопасных и эффективных транспортных коридоров. Израиль предложил поделиться своим передовым опытом в области управления водными ресурсами, сельского хозяйства, высоких технологий, управления стихийными бедствиями и кризисами и выразил готовность провести семинары по тематике одной или нескольких из перечисленных областей. Как отметил Министр иностранных дел Казахстана М. Тажин в ходе своего выступления на заседании Комитета старших должностных лиц 17 октября с.г.: «...привлекательность и уникальность СВМДА заключается в духе и формате форума, ставшего общей платформой для сверки позиций и генерирования идей по актуальным вопросам жизни Азиатского континента».

Было принято решение, что большинство следующих мероприятий в рамках СВМДА пройдет за пределами Казахстана - в Тегеране, Анкаре, Москве, Тель-Авиве, Кыргызстане (экспертные встречи), Сеуле и Дели (заседания рабочих групп и КСДЛ). Деятельность в формате СВМДА будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям.

Юбилейное заседание Комитета старших должностных лиц, посвященное 15-летию идеи о созыве СВМДА, имело и важное практическое содержание. Совещание показало свою востребованность и в военно-политическом измерении. Республика Корея выразила благодарность за Заявление СВМДА, которое одним из первых среди международных структур осудило захват корейских заложников в Афганистане летом этого года и потребовало их освобождения. Государства-участники также высказали общую заинтересованность в скорейшем переходе жизни в Афганистане на «мирные рельсы» и восстановлении разрушенной экономики. Поэтому СВМДА выступило с инициативой оказать посильную политическую и экономическую помощь Афганистану, как участнику Совещания, силами государств-членов.

Отличительной чертой заседания КСДЛ в Алматы 17 октября 2007 г. стало стремление к формированию и укреплению «сетевого» взаимодействия с другими многосторонними организациями и форумами. На евразийском пространстве действует ряд межгосударственных структур близких по духу и общей направленности. Поэтому КСДЛ принял решение о налаживании партнерских отношений с такими структурами, как ШОС, ЕврАзЭС, ОЭС, СААРК, Диалог сотрудничества в Азии.

Для укрепления сотрудничества между азиатскими межгосударственными организациями КСДЛ принял решение о целесообразности проведения под эгидой СВМДА международной конференции с участием всех азиатских региональных и субрегиональных структур.

Участники согласились с предложением казахстанского председательства наладить диалог на «межпарламентской дорожке» между государствами-членами СВМДА.

В ходе рабочих переговоров казахстанской делегации с партнерами из других стран впервые рассматривалась возможность и перспективность оптимизации существующих региональных многосторонних структур в Азии путем их объединения. Такое интегрирование могло бы иметь место, например, в случае с СВМДА и Диалог сотрудничества с Азией, которое планирует создавать секретариат. Возможно, такая идея потребует серии переговоров и консультаций с целью определения оптимального концептуального и организационного решения.

За пятнадцать лет процесс СВМДА превратился в полноценный действенный форум для диалога в целях поиска взаимоприемлемых мер по решению проблем и конфликтов в регионе. Цели и деятельность СВМДА получили признание мирового сообщества (J. Asanov. Evolution of CICA. «These Days», October 13, 2007. Delhi).

Выступая на общих дебатах 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2007 г. Президент Республики Казахстан, нынешний Председатель СВМДА Нурсултан Назарбаев сказал: «...Говоря об Азии, нельзя обойти тему формирования механизма коллективной безопасности в континентальном масштабе. Это стало возможным благодаря реализации казахстанской инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), обнародованной мной именно с этой трибуны в 1992 году. Сегодня СВМДА объединяет 18 государств, занимающих 90 процентов территории Азии. Население этих стран составляет половину всего населения земли. Время доказало востребованность процесса СВМДА, в рамках которого набирает темпы политический диалог азиатских государств...».

Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала