Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
Подробнее о событиях в Грузии - Новости-Грузия>>
Михаил Саакашвили сделал российским политикам комплимент, который те не заслужили. Ну, никак. Еще некоторое время назад можно было бы говорить, что хоть немного они сделали для того, чтобы грузинский президент так о них отозвался. А сейчас ни малейших оснований для этого нет.
Михаил Саакашвили обвинил Россию в поддержке оппозиции и выслал трех наших дипломатов. Как водится, из Москвы выслали трех грузинских.
И еще, естественно, российские политики (не дипломаты) сделали ряд заявлений. Мол, антироссийские настроения - это следствие деятельности американских спецслужб. Весьма показательно, что это было сказано теми же людьми, которые всех пришедших с оранжевыми ленточками на Майдан объявляли агентами ЦРУ.
Да, на Майдане сейчас происходит разное, а в Грузии - вот такой кризис. Из которого пока - нравится это кому или нет - Саакашвили выходит победителем. Как Мушарраф в Пакистане. Оба ввели чрезвычайное положение, но оба назначили выборы - в Пакистане 15 февраля парламентские, а в Грузии 5 января досрочные президентские с участием Саакашвили.
Ни у кого не возникает сомнений в том, кто оказал влияние на обоих лидеров, какая страна не потеряла еще способности действовать адекватно той обстановке, что складывается в государствах, переживающих политические кризисы.
И тут же возникает вопрос, кто у нас занимается изучением ситуаций в таких странах? Дежурные телеполитологи, которые одними и теми же словами с одним и тем же выражением лиц вещают о том, что происходит в Грузии, Украине, США и на Северном полюсе? Эксперты российского МИДа? А сколько там специалистов, знающих грузинский язык? И в каких академических институтах работают такие специалисты?
Что знает российская общественность и российские политики о грузинской оппозиции? Есть ли там пророссийски настроенные политики? Какая работа с ними ведется? Какова, в частности, роль Бадри Патаркацишвили в тбилисских событиях? Россия добивается его выдачи или же, напротив, надеется, что он станет агентом влияния нашей страны?
Наконец, самое главное: а каковы стратегические цели России в Закавказье? Кого бы российские политики хотели бы видеть во главе Грузии? Не кого конкретно, разумеется, но какую бы программу сочли бы в Москве приемлемой для нашей страны? И - что весьма существенно - какую выгоду смогла бы извлечь Грузия из союза или хотя бы из нормальных отношений с Россией?
Полное молчание. Только все ЦРУ да ЦРУ. И если вслушаться, то смысл этой пропаганды один - объяснение собственного бессилия. Мол, раз американцы пришли, то что мы можем сделать? Но ведь они не всесильны - кроме Грузии и Пакистана есть еще Венесуэла и Ирак.
Вместо осмысленных действий и осмысленных заявлений - призывы Юрия Лужкова признать суверенитет Абхазии и заявления Тины Канделаки. О женщине - без комментариев. Но в каком мире живет мэр Москвы? Он, видимо, ничего не слышал о проблеме Косова и усилиях российской дипломатии по решению этой проблемы.
После всех этих вопросов возникает еще один. А к кому, собственно, следует с ними обращаться? Если российские дипломаты исходят из того, что цель их ремесла - превращать противников в союзников, врагов в друзей, тогда им следует признать свой полный провал не только в Грузии и не только в СНГ. Если же перед ними поставлена другая задача - создать вокруг России те самые кольца враждебности, возникновение которых предрек Владимир Войнович в своем пророческом романе «Москва 2042», то все эти вопросы - лишь напоминание о том, что внешняя политика всегда подчинена политике внутренней.
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции