Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Голландские компании во главе с Royal Dutch Shell предложили российским властям совместно осваивать богатейшие газовые месторождения на Ямальском полуострове за полярным кругом. Это было сделано в ходе официального визита премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде (Jan Peter Balkenende) в Россию 5-8 ноября. Хотя Ямал находится в сфере стратегических интересов отечественной монополии «Газпром», инициатива голландцев имеет шансы найти отклик у руководства России.
Топ-менеджеры голландских компаний 7 ноября встретились с российским министром топлива и энергетики Виктором Христенко. Воодушевленные тем, что накануне представители одной из них - Gasunie - договорились с «Газпромом» об участии в строительстве газопровода «Северный поток», они выразили желание стать партнерами россиян в освоении газовых месторождений Ямала и шельфа Карского моря. Группа компаний во главе с британо-голландским нефтегазовым гигантом Royal Dutch Shell, в которую также вошли Gasunie, GasTerra, Essent и Van Oord, предложила российской стороне свои уникальные технологии добычи, строительства трубопроводов, переработки углеводородов и даже создания искусственных островов для обустройства добывающих и перерабатывающих мощностей.
Пока, правда, до каких-то конкретных соглашений о совместном с голландцами освоении Ямала весьма далеко. По словам Христенко, для изучения предложений голландцев будет создана совместная рабочая группа, которая в 2008 году сделает по ним выводы и только потом для их реализации могут быть созданы совместные предприятия.
Кроме того, как стало известно, с российским газовым монополистом «Газпромом», находящимся под контролем государства, голландские компании переговоров по поводу проектов на Ямале еще не вели. А, как известно, этот полуостров и шельф Карского моря являются зоной его стратегических интересов. Он обладает лицензиями на разработку 26 газовых месторождений Ямала (с общими запасами более 10 трлн кубометров), на которых в перспективе предполагается добывать 250 млрд кубометров «голубого топлива» в год. Причем, «Газпром» собирался осваивать природные богатства полуострова самостоятельно, и еще в 2002 году подготовил программу их освоения, оцененную тогда в $70 млрд.
Однако пока «Газпром» принял решение о разработке только самого крупного из них - Бованенковского (добыча должна начаться в 2011 году). Причем, на освоение одного этого месторождения потребуется около $40 млрд, и сейчас очевидно, что общая сумма инвестиций, необходимых для освоения Ямала, сильно возрастет. После встречи с голландскими бизнесменами Христенко оценил их объем в $160 млрд. Поэтому зарубежные инвестиции могут очень сильно пригодиться. К тому же, в чем прямо признался министр, у «Газпрома» просто нет части необходимых технологий для освоения арктических месторождений.
В пользу того, что голландцы будут в итоге участвовать в разработке ямальских месторождений, свидетельствует весь опыт разработки газовых месторождений в России в последние годы. «Газпрому» не удается вводить в эксплуатацию новые месторождения своими силами. Главным образом из-за того, что основные инвестиции направляются не в собственную добычу, а на покупку сторонних, в том числе непрофильных активов. Крупные газовые проекты последних лет в России - «Сахалин-2» и Ковыкта - были инициированы иностранными инвесторами - Shell и британской ВР соответственно - и только затем в них вошла российская газовая монополия. В этом году «Газпром» после долгих лет раздумий наконец решил приступить к разработке арктического Штокмановского месторождения в Баренцевом море, давно числящемся у него на балансе, вместе с зарубежными партнерами: французской Total и норвежской StatoilHydro. К таким решениям - разрабатывать месторождения как можно быстрее, пускай и с помощью западных компаний - «Газпром» подталкивает сама жизнь. Его ныне действующие основные месторождения в Западной Сибири истощены примерно на 80%, и он остро нуждается в скорейшем введении в эксплуатацию новых источников газа, чтобы удовлетворить растущие контрактные обязательства по экспорту.
Кроме того, по словам отраслевых экспертов, Shell - уступившей в прошлом году контрольный пакет «Газпрому» в проекте «Сахалин-2» - была за это обещана компенсация. Возможно, что с учетом вышеназванных факторов, российские власти решили, что наступает наиболее удачный момент для выполнения этого обещания. Глава Shell Ерун ван дер Вер (Jeroen van der Veer), в отличие от своих голландских коллег, удостоился двухчасовой аудиенции у президента России Владимира Путина. После нее он уверенно заявил, что Shell намерена расширить свое присутствие в России, войдя в "гигантский долгосрочный проект в области сжиженного газа и нефти" на Ямале и шельфе Карского моря.
Судя по всему, инвестиционный климат в нефтегазовом секторе России начал улучшаться.
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции