Елена Шестернина, политический обозреватель РИА Новости.
Подробнее о событиях в Грузии - Новости-Грузия>>
Разогнав акции протеста при помощи водометов, слезоточивого газа и резиновых пуль, введя в стране чрезвычайное положение и отключив вещание оппозиционных телеканалов, Михаил Саакашвили продемонстрировал, как в его понимании выглядит грузинская демократия. Причем продемонстрировал не только самим грузинам, но и Западу. Призывы к недопущению применения силы звучат уже не только из России, но и из стран, которые до сих пор считались его главными соратниками - государств ЕС, Украины и даже США.
Саакашвили совершил роковую для себя ошибку: теперь у него не осталось никаких шансов удержаться у власти. Да, оппозиция взяла тайм-аут, на улицах Тбилиси пусто, а главный рупор противников президента телеканал «Имеди» прекратил вещание. Но это лишь промежуточная победа, которая, в конечном счете, приведет очередного грузинского президента к потере власти. И произойдет это в любом случае, по какому бы сценарию не развивались дальше события. Уход Саакашвили - отныне вопрос времени.
Воевать до бесконечности с собственным народом невозможно. Впереди выборы. И проводить их придется. Если не в апреле (как того требует оппозиция), то в конце 2008-го - начале 2009-го (как об этом заявляет сам президент). Конечно, можно придумать множество причин откладывать голосование дальше (и нестабильная ситуация в стране, и угроза, исходящая от «внешнего врага», можно даже ради сохранения власти попытаться начать войну с непокорными республиками), но отменить выборы Саакашвили не сможет. Иначе окончательно распишется в установлении в Грузии диктатуры. После всего того, что произошло, у Саакашвили есть все шансы проиграть не только парламентские, но и президентские выборы - о чем еще пару месяцев назад вообще не могло идти и речи. И даже если власти пойдут на фальсификацию их результатов (такую возможность противники главы государства не исключают), то это будет еще большим ударом по президенту - именно подтасовка результатов выборов четыре года назад стала причиной начала «революции роз» и свержения Эдуарда Шеварднадзе.
Саакашвили явно запаниковал. Причем запаниковал гораздо раньше, чем мог бы. Ведь никто не гарантировал, что события развивались бы по украинскому сценарию. Что палаточный городок, который собирались поставить оппозиционеры перед зданием парламента, простоял бы так же долго, как в Киеве осенью 2004-го.
Саакашвили почему-то уверен, что единственный способ спасти ситуацию - консолидировать нацию перед угрозой «внешнего врага». Сначала в телеобращении объявил, что оппозицию спонсируют «российские олигархи». Когда не подействовало, обвинил во всем российские спецслужбы, с которыми, якобы, сотрудничали лидеры оппозиции.
Компромат показал пропрезидентский телеканал «Рустави-2». Но только компромат какой-то странный - то, что сотрудники российского посольства встречаются с грузинскими политиками, ни для кого не секрет. Зато перестало быть секретом, что не только прослушиваются телефоны российского посольства (причем как пояснили грузинские депутаты «законно»!), но и что за всеми политиками установлена слежка скрытой камерой.
Первая пленка датирована маем 2005 года - значит, к такому повороту событий грузинские спецслужбы готовились заранее. А тот факт, что записи не использовали раньше, свидетельствует об одном: Саакашвили на этот раз действительно испугался, вытащив единственную карту, которая у него осталась. Больше ему предъявить нечего. Иначе чем в очередной раз развязать дипломатическую войну с Москвой - отозвать грузинского посла из России и выслать сотрудников российского посольства. Только такие «меры» не решат внутренние проблемы Грузии. И это понимают не только его противники (у которых, кстати, с Москвой тоже отношения не самые дружеские), но и он сам. Понимают это и в Вашингтоне.
По крайне мере последнее заявление, прозвучавшее из Госдепа, - вовсе не та реакция, на которую рассчитывал грузинский президент. Мало того, что представитель государственного департамента Шон Маккормак заявил: Вашингтон «поддерживает право граждан на мирные протесты». Так еще и открытым текстом сообщил: он «ничего не может сказать по поводу обвинений, что кто-то за пределами Грузии пытается вызвать волнение».
В последние несколько месяцев именно Запад (а вовсе не Россию) пытались склонить на свою сторону противники грузинского президента. И чтобы ни говорили сейчас российские политики об «американском следе» в подавлении новой грузинской революции, судя по заявлениям из Вашингтона, оппозиции удалось по меньшей мере заставить американские власти задуматься, так ли хороша саакашвилевская демократия, как им до сих пор казалось.
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции