Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Русский с китайцем снова братья навек: в России и Китае проводятся года взаимной дружбы, предприниматели двух стран подписывают многомиллионные контракты. Но Россия не может уже, как прежде, снисходительно называть восточного соседа «младшим братом». Скорее, наоборот. Характер экономического сотрудничества двух стран очевиден: Россия становится поставщиком сырья для Поднебесной и рынком сбыта готовой китайской продукции. Кособокость российско-китайской дружбы бросается в глаза и экспертам, и даже российским чиновникам, которые призывают изменить ситуацию. Правда, пока не нашли рецептов, как это сделать.
Обострение российско-китайской дружбы началось этой весной с открытия года Китая в России. Теперь есть повод подвести первые итоги - 7 ноября завершился Второй российско-китайский экономический форум на высшем уровне, а днем ранее состоялось и торжественное закрытие года Китая, который продлился всего семь месяцев. Отзывы наших чиновников о результатах сотрудничества иначе как восторженными не назовешь. «Я хочу отметить, что отношения России и Китая вышли на беспрецедентный уровень», - заявил российский премьер-министр Виктор Зубков. На первый взгляд, радоваться есть чему: на форуме российские и китайские компании договорились подписать контрактов на $3 млрд, товарооборот двух стран в 2007 году обещает превысить $40 млрд, а в ближайшие несколько лет достичь $60-80 млрд.
Но что лежит за этими цифрами? Больше половины российского экспорта в Китай приходится на сырье и энергоносители, зато в китайских поставках в Россию доминирует промышленная продукция. Более того, в августе этого года, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), китайский импорт более чем на $700 млн. превысил российский экспорт (видимо, сказалось прекращение поставок в Китай необработанной древесины). На закрытии форума российский вице-премьер Александр Жуков посетовал: «темпы роста товарооборота, составляющие в среднем 40%, связаны преимущественно с увеличением импорта из КНР».
Похоже, семь месяцев дружбы не слишком изменили ситуацию, ведь нынешнее состояние экономических отношений - почти точная калька с того, что было весной. Вспомним: на открытии года Китая наши чиновники бодро рапортовали о рекордных контрактах: в ходе мероприятия было подписано аж на $4,3 млрд. Но что это были за контракты? Например, «Роснефть» договорилась о поставках авиакеросина в Китай, Новолипецкий металлургический комбинат заключил контракт с Шэньянской трансформаторной корпорацией на поставку стали, а правительство республики Тува договорилось с китайцами об освоении Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд, и так далее. краткосрочной перспективе «сырьевая дружба» сулит России немало выгод. Растущей экономике КНР требуется все больше все больше сырья и энергоносителей, что гарантирует сохранение стабильного спроса и высоких цен на наши природные ресурсы, и вдобавок позволяет диверсифицировать российские поставки.
Но положение «сырьевого придатка» не устраивает наше правительство. Чиновники заявляют, что хотели бы сместить акценты сотрудничества в сферу высоких технологий. А Александр Жуков даже призвал отечественных предпринимателей активнее выходить на китайский рынок.
Проблема в том, что одних призывов мало. Власти КНР тратят на поддержку внешнеторговой деятельности и экспортных отраслей 7% ВВП. У нас этот показатель в десять раз ниже. В Китае действует целая система налоговых льгот и дотаций для предприятий, выпускающих продукцию на экспорт, компенсируются расходы на техническое перевооружение предприятий, размещенных в особых экономических зонах (ОЭЗ). В России тоже не первый год собираются строить ОЭЗ. Правда, делают это очень специфически. К примеру, есть версия, что строящаяся под Хабаровском российско-китайская ОЭЗ будет использоваться не как технико-внедренческая, а как игорная.
Наконец, Китай исключительно эффективно использует свой главный ресурс - человеческий. Это не только многомиллионная армия дешевой рабочей силы в самой КНР, но и китайская диаспора за рубежом. С ее помощью Китай получил контроль над значительной частью экономики Азиатско-тихоокеанского региона; китайская диаспора помогла наладить каналы для экспорта товаров из КНР, и привлечь в экономику страны иностранные инвестиции. В России же население сокращается со скоростью примерно 1 млн человек в год. По прогнозам Минэкономразвития, по итогам 2007 года россиян может стать меньше еще на 700 тысяч. А об экономических связях с русской диаспорой за рубежом и говорить не приходится.
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции