НИЖНИЙ НОВГОРОД, 7 ноя - РИА Новости, Жанна Воронова. Ветераны и работники нижегородского судостроительного завода "Красное Сормово" в среду отметили 40-летие создания "грозы авианосцев" - первой атомной подводной лодки второго поколения проекта 670 "Скат", передает корреспондент РИА Новости с места события.
Выступая на торжественном собрании, генеральный директор завода Николай Жарков, который в то время работал заместителем начальника цеха, сказал, что это был первый чисто сормовский проект по созданию атомной лодки. Ее проектированием и производством занимались два нижегородских (в то время - горьковских) предприятия - КБ "Лазурит" и завод "Красное Сормово".
После семилетней работы в 1967 году первая лодка "Скат" была спущена на воду. Головное судно получило номер К-43 и под командованием капитана 1 ранга Савицкого отправилось служить на Северный флот.
"Вы не представляете, какой был энтузиазм, чтобы выполнить это задание. Тогда мы не думали об отдыхе и жили одной целью - построить АПЛ", - сказал Жарков. По его словам, он до сих пор по памяти может перечислить список коллег, работавших над проектом.
Жарков отметил, что для выполнения этого задания в 1961-1963 годах на предприятии была проведена серьезная модернизация. Также был получен большой опыт. Все вместе это дало в будущем возможность производить лодки из титана проекта "Барракуда".
Гендиректор завода также рассказал, что судьба лодки К-43 уникальна. Судно ходило под флагами СССР, Индии и России. С 1988 по 1991 год К-43 несла службу в индийских ВМФ под именем "Чакра". В ее судьбе был и проход подо льдами Арктики на Тихоокеанский флот. В прошлом году лодку отправили на утилизацию. А Жаркову сегодня были вручены все государственные флаги, под которыми она ходила.
Всего за десять лет на "Красном Сормово" были построены 11 "Скатов". Особенностью этих лодок было их оснащение крылатыми ракетами подводного старта. В 1970 году коллектив конструкторов за разработку этой АПЛ получил Ленинскую премию.
Завод за свою историю построил 26 атомных подводных лодок. По словам Жаркова, на них не произошло ни одной поломки, которые можно назвать серьезной аварией. Он отметил, что у сормовских подводных лодок были самые надежные корпуса, так как они проходили трехступенчатый контроль сварных швов - рентгеноконтроль, люминесцентный и ультразвуковой.
Высокое качество лодок подтвердили и подводники, которые выходили на них в море. В частности, они отметили, что среди моряков сормовские лодки пользовались особым уважением.