БЕРЛИН, 7 ноя - РИА Новости, Ольга Семенова. Профсоюз машинистов локомотивов Германии (GDL) объявил 42-часовую забастовку на всех грузовых железнодорожных перевозках в стране, сообщил в среду на пресс-конференции глава профсоюза Манфред Шелль.
"Мы не допустим, чтобы машинисты локомотивов по-прежнему приносили домой всего 1,5 тысячи евро (в месяц)", - заявил профсоюзный лидер, отклонивший очередное предложение руководства Deutsche Bahn AG "как бесперспективное, поскольку (оно) не учитывает главное требование профсоюза о заключении с ним отдельного тарифного соглашения".
Грузовые железнодорожные перевозки будут приостановлены в 12.00 по местному времени (14.00 мск) в четверг и возобновятся только в 06.00 (08.00 мск) в субботу, сообщил Шелль.
Забастовка, грозящая ежедневными многомиллионными потерями не только самому концерну, но и большинству германских предприятий, которые зависят от поставок сырья по железной дороге, по мнению Шелля, должна образумить руководство Deutsche Bahn AG и сделать его сговорчивее.
Если же и это не возымеет действия и не склонит концерн к удовлетворению требований профсоюза, прежде всего о заключении отдельного тарфиного соглашения с 31-процентным увеличением зарплаты плюс все положенные разовые выплаты за сверхурочную работу, глава профсоюза грозит на следующей неделе объявить забастовку и машинистов поездов дальнего следования.
По его словам, профсоюз не остановится таже перед объявлением забастовки с 12 по 16 ноября одновременно по всем видам железнодорожных услуг - на пассажирском сообщении (пригородном и дальнем) и в грузовых перевозках. Более того, как отметил профсоюзный лидер, забастовка может стать бессрочной.
Накануне канцлер Германии Ангела Меркель объявила, что не собирается вмешиваться в тарифный спор между руководством концерна и профсоюзом машинистов локомотивов (GDL).
"Существует твердая договоренность между политическими силами о том, что политика не должна вмешиваться в тарифную автономию", - сказала глава федерального правительства в ответ на призыв главы Deutsche Bahn AG Хартмута Медорна принять новое законодательное урегулирование права на забастовку.
В письме на имя Меркель он предложил законодательно закрепить принцип тарифного единства: одно предприятие - одно соглашение. Тем самым, по мнению руководства концерна, впредь можно будет избежать "ненужных забастовок", объявляемых профсоюзами по отдельным специальностям на одном и том же предприятии, не нарушая при закрепленную в конституции тарифную автономию.
"Я приняла к сведению письмо (Медорна), но не разделяю его мнение (о поправках)", - отметила Меркель. По ее мнению, концерн и профсоюз должны полностью отдавать себе отчет в том ущербе, который возникнет в результате их противостояния для экономики страны, а потому "вести конструктивные переговоры".
Канцлер в то же время не поддерживает требование профсоюза машинистов об отдельном тарифном договоре.
"Я сомневаюсь, что каждая группа рабочих одной специальности на каждом предприятии должна иметь отдельное тарифное соглашение, - сказала глава федерального кабинета. - Это полностью изменило бы общую тарифную картину, а это не может отвечать нашим интересам".
Однако, по словам Меркель, в данном конфликте она не собирается давать свои советы. Госкомпания Deutsche Bahn AG (концерн на 100% принадлежит федерации) должна вести себя как обычное экономическое предприятие, считает она.
Представитель Deutsche Bahn по кадровым вопросам Маргрет Зукале сообщила, что концерн предлагает GDL присоединиться к ранее заключенному с двумя другими профсоюзами работников железной дороги Transnet и GDBA тарифному соглашению как к базисному (увеличение окладов на 4,5% и единовременная выплата 600 евро), а затем урегулировать увеличение заработной платы за счет надбавок за сверхурочную работу, что даст увеличение зарплаты до 10%, а за уже имеющуюся переработку единовременная выплата может составить 1400 евро.
"Тот, кто бастует без предварительного проведения переговоров, поступает безответственно", - считает Зукале.
Она напомнила, что профсоюзные лидеры приняли на себя обязательство вступить в переговоры в ходе слушаний в минувшую пятницу в Земельном суде Хемница дела об отмене запрета на забастовку машинистов поездов дальнего следования и грузового сообщения. В судебном постановлении прямо говорится о том, что именно обещание профсоюзных лидеров проявлять умеренность в своих мерах "силового воздействия" на работодателей (например, не распространять забастовку на поезда с жизненноважными грузами) и готовность к урегулированию тарифного спора переговорным путем сделало возможным отмену ранее введенного запрета.
По ее словам, руководство концерна готово в любой момент снова сесть за стол переговоров - дело за профсоюзными лидерами.
Между тем управляющий Федеральным союзом товарных перевозок и логистики (BGL) Карлхайнц Шмидт заявил, что в случае забастовки машинистов грузовых поездов "некоторые отрасли немецкой экономики очень быстро будут вынуждены прекратить производство или перейти на неполный рабочий день".
Что касается вероятного общего материального ущерба в случае всеобщей железнодорожной забастовки, то он, по оценкам экспертов BGL, может доходить до полумиллиона евро в день. Шмидт не считает возможным полностью заменить грузовые железнодорожные перевозки автотранспортными: "Опытные водители с неба не падают, да и необходимого числа грузового транспорта тоже не найти в одночасье", - сказал глава BGL.
Глава Немецкой промышленной и торговой палаты (DIHK) Мартин Ванслебен предостерег от последствий забастовки железнодорожников. "Особенно тяжело она отразится на автомоблильной промышленности, - считает он. - Уже через несколько дней здесь появятся пробелы из-за отсутствующих поставок комплектующих деталей, которые были точно запланированы по времени".
Ванслебен также полагает, что к материальному ущербу добавится и значительный удар по имиджу немецкой промышленности, если из-за забастовки будут сорваны сроки различных поставок. "Я не вижу альтернативы немедленному возвращению сторон за стол переговоров", - подчеркнул галва DIHK.
Несмотря на объявленную Меркель позицию невмешательства в спор Deutsche Bahn AG и профсоюза машинистов локомотивов, Немецкое объединение клиентов железной дороги (DBK) призвало правительство "по возможности способствовать смягчению последствий грозящих забастовок в пассажирском дальнем сообщении".