Рейтинг@Mail.ru
Гибнет храм на Нерли - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гибнет храм на Нерли

Читать ria.ru в
Дзен
Невыносимая для глаз и души картинка наших дней: гибнет самая печальная церковь России - Храм Покрова Богородицы на Нерли. Между тем, это - один из немногих памятников домонгольского периода Руси, свидетель ее христианской юности. Так и кажется, что воды, разлившиеся у подножия церкви, ее собственные слезы, наплаканные за 8 столетий истории. Белокаменные стены церкви донесли до наших дней восхитительную сообразность форм. Рука древнего мастера работала так верно и вдохновенно, что достигла «золотого сечения», рождающего абсолютную гармонию...

Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.

Невыносимая для глаз и души картинка наших дней: гибнет самая печальная церковь России - Храм Покрова Богородицы на Нерли. Между тем, это - один из немногих памятников домонгольского периода Руси, свидетель ее христианской юности. Так и кажется, что воды, разлившиеся у подножия церкви, ее собственные слезы, наплаканные за 8 столетий истории.

Белокаменные стены церкви донесли до наших дней восхитительную сообразность форм. Рука древнего мастера работала так верно и вдохновенно, что достигла «золотого сечения», рождающего абсолютную гармонию. Идешь, идешь навстречу этой белой свече в чистом поле, а она все остается вдали, как волшебное видение. Но вот показались серебрящиеся воды Нерли и Клязьмы и небольшое озерцо, в глади которого отражается дрожащий лик храма. Святое, намоленное  место, обнаженный нерв русской земли. Здесь витают тени предков, оставивших нам для разгадки чудные письмена, тайну своего бытия. «А ты прижмись к стенам щекой, ладонями, всей грудью, вот и почувствуешь, как благодать польется», -  сказал мне служитель храма. Закрываю глаза, замираю. И слышу в купольной высоте волшебный шелест ангельских крыльев.

Кому же обязана зодческая жемчужина на Нерли своим появлением на свет? Имена строителей не известны. В те далекие времена (середина XII века) руки, создававшие прекрасное, не могли обессмертить Мастера. История запечатлела лишь имя того, кто повелел возвести храм: могучий правитель владимиро-суздальской земли князь Андрей Боголюбский, младший сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Князь верил, что возведение прекрасных сооружений близ столицы, Владимира, может служить могуществу северорусской земли. Так возник целый архитектурный комплекс, частью которого и стал храм Покрова Богородицы на Нерли.

Личность Андрея Боголюбского - мощная, трагическая. Своенравный, бесстрашный, он покинул отчее гнездо в Киеве и переселился на север, во Владимир. В жилах князя смешалась кровь отца-славянина и матери-половчанки, европейца и азиатки. Холодный рассудок политика и дипломата соединялись в нем с необузданной силой восточного деспота. Органический порок - сросшиеся от природы шейные позвонки -  придавали осанке князя надменность, отчего он получил прозвище «гордый». Неограниченное возвышение его власти, «железная рука» Боголюбского раздражали бояр, и они зарубили его в собственных покоях.

За десять лет до трагической гибели, в 1164 году, князь Андрей с дружиной осуществил победоносный поход против Волжской Булгарии, государства в устье Камы. В сражениях участвовал молодой княжич Изяслав, заплативший жизнью за русскую победу.  Скорбя о смерти любимого чада, Андрей Боголюбский повелел строить над двумя реками храм, «придав ему печали». Но, несмотря на жертвы, русские все же победили. Все это обусловило двузначную символику, заложенную в облике храма: печаль и торжество. Воины верили, что помогла победить им Богородица, ей и был посвящен храм на Нерли.

Место строительства церкви было указано самим Боголюбским. Оно было малопригодным,  поскольку находилось в низменной пойме, где в половодье вода поднимается на три с лишним метра. И все же мастера не отказались от весьма рискованного заказа. Согласно летописи, «храм возвели за одно лето» (т.е. - год).

Археологические раскопки свидетельствуют, что древние строители неплохо смыслили в геологии: в болотистой пойме была найдена надежная опора под основание. Сначала сооружался холм, который должен был поднять строение выше уровня паводкового моря. Под холм заложили мощный фундамент из булыжника, а потом уже - основание для стен, которые строились из неотесанного камня. Внутри и снаружи сооружение укреплялось специальным грунтом, секрет которого утрачен. Зодчие покрыли холм панцирем из белокаменных плит и проложили желоба для отвода воды.

Смелая инженерная мысль наших предков полностью оправдала себя: строение выдержало испытание более чем восьми столетий. Каждую весну его атаковали бурные воды двух рек, мощные северные ледоходы. Остается ответить на вопрос, откуда брали белые каменные глыбы, и кто отесывал их? Летопись рассказывает, что белоснежный камень для церкви возили из мест неблизких побежденные булгары.

Почему же Андрей Боголюбский выбрал столь неудобное место для строительства? Княжеский каприз? Нет, на все существовал хитроумный государственный расчет. Устье Нерли, впадающей в Клязьму, было воротами владимирской земли, от них пролегал путь на Оку и Волгу, к важным, в политическом и хозяйственном смысле, водным артериям Руси. Мимо храма шли суда купцов, иностранных гостей, и он приветствовал всех. Часто суда останавливались у пристани, их пассажиры поднимались по белокаменной лестнице к храму, а потом -  на верхние галереи, откуда открывалась поражающая воображение панорама. Гости замирали перед восхитительной картиной, в сознание проникала мысль о величии Владимирского княжества.

Образ храма на Нерли настолько совершенен, что не возникает и мысли о том, что это - только часть первоначальной архитектурной композиции. Раскопки, исследования ученых доказали, что храм имел другой облик, о котором мы можем только догадываться. Он как бы «висел» на  легких галерейных опорах и казался миражом на широком просторе слияния двух рек. Зодчие были увлечены решением задачи подъема архитектурной массы здания и достигли невероятного эффекта -  иллюзии грациозного вознесения. 

Храм невелик, и композиция его крайне проста. Изящество, стройность пропорций подчеркивают пилястры с колоннами, пронизывающими фасады. В верхнем ярусе их продолжают узкие, высокие окна. Над закомарами поднимается грандиозный остов, тоже пронизанный вертикальными прорезями. Он-то и возносит луковичный  шатер, увенчанный крестом.

Тем же живым движением и легкостью пронизано внутреннее пространство храма. Стены первоначально были расписаны фресками, которые, к сожалению, утрачены. Выразителен и символичен язык архитектурного декора храма. В центральных закомарах помещена фигура библейского царя Давида, играющего на гуслях и пророчествующего о Богоматери. По сторонам -  два голубя-благовестника, а под ними - фигуры львов, неусыпных стражей храма. Ниже - три женские маски с заплетенными в косы волосами -  символ Девы Марии, неизменно сопутствующий всем посвященным ей храмам. «Звериный стиль» не случаен в декоре. Христианская культура заимствовала его у языческих времен как  излюбленную композицию древнеславянского искусства. Порталы храма покрыты ковровой растительной резьбой - русские всегда любили нарядный орнамент.

За свою долгую историю храм погибал не один раз. В 1774 году игумен Боголюбова монастыря просил разрешения на разборку стен церкви на Нерли, чтобы использовать прекрасный белый камень для строительства монастырской колокольни, и даже получил «добро» от духовного начальства. На счастье, заказчик и подрядчик не сошлись в цене, и здание уцелело. В советские времена небольшой алтарь церкви погас, онемел, впал в летаргический сон, двери храма заколотили. Но люди не забывали печальную церковь-отшельницу, тропа к ней не зарастала.

И в наши дни  белокаменные стены храма Покрова Богородицы на Нерли согревает человеческая молитва, тепло свечей, которые ставят паломники и туристы. Но всесильное Время серьезно угрожает храму - его стены, как и декоративное убранство, нуждаются в серьезной реставрации. Неужели Россия даст погибнуть чуду на Нерли?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала