Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
Президент Первез Мушарраф, введя в Пакистане чрезвычайное положение, сыграл на опережение. Фактически оппоненты главы государства не оставили ему выбора - либо диктатура, либо хилая, карикатурная демократия с непредсказуемыми последствиями.
Мушарраф не особо погрешил против истины, заявив в обращении к нации, что «угроза демократии возрастает как раз в случае, если вовремя не принять меры». Тем более что его аргументация в пользу этих мер не должна вызывать каких-либо сомнений: система управления государством парализована из-за юридических конфликтов и активизации радикальных исламистов. Ситуация усугубляется тем, что войска понесли ощутимые потери в результате недавних столкновений с радикалами-исламистами.
Все, о чем говорит Мушарраф, - правда. Во-первых, Верховный суд затягивает с принятием решения о легитимности его победы на президентских выборах 6 октября. Процесс оспаривания результатов выборов инициировал сам суд. Там пытаются установить, насколько с юридической точки зрения правомерно переизбрание Мушаррафа - притом, что он совмещает президентскую должность с постом начальника штаба сухопутных войск (фактически, главкома). По большому счету, это не более чем юридическая казуистика. По конституции полномочия Мушаррафа (в том числе и главкома сухопутных войск) истекают 15 ноября, равно как и срок работы обеих палат парламента и национальных ассамблей провинций. Но Верховный суд перенес слушания на 12 ноября. Уложиться в три дня, чтобы принять окончательное решение, судьи вряд ли успеют.
Что касается второй проблемы - усиления в стране позиций исламистов, - тут достаточно вспомнить захват ими Красной мечети в июле этого года. Ситуация лишний раз показала, насколько укрепил свои позиции альянс экстремистских религиозных группировок, выступающих за внедрение в стране законов шариата.
Сепаратистские настроения усиливаются в традиционно неспокойных районах вдоль границы с Афганистаном и Южном Вазиристане. Пакистанские власти были вынуждены провести там широкомасштабную операцию - в ней были задействованы 2,5 тысячи военнослужащих, привлечены вертолеты и боевая техника.
Угроза исламского радикализма очевидна. Только за последние несколько месяцев в результате терактов в стране погибло более 800 человек. Что остается в такой ситуации делать президенту Мушаррафу - гаранту безопасности государства и его светских основ?
Светский режим Первеза Мушаррафа в целом устраивает международное сообщество. Прежде всего, потому, что он гарантирует недоступность ядерного оружия для исламских радикалов и тем самым исключает возможность его попадания в руки международных террористов. По крайней мере, именно об этом говорят эксперты всех мастей, как только речь заходит о дестабилизации ситуации в Пакистане, пусть даже самой незначительной.
Наконец, сохранение власти Мушаррафом - своего рода залог относительной стабильности в регионе. А в этом непосредственно заинтересованы и Индия, и Китай, и Афганистан, и Иран, и центральноазиатские государства, и Россия и т.д.
Но сумеет ли президент удержать власть? Многое в этой ситуации зависит от позиции Вашингтона. А именно: позволит ли он бывшему премьеру Беназир Бхутто, возглавляющей наиболее влиятельную политическую силу в стране - Пакистанскую народную партию, - и национальной военной элите выступить единым фронтом против Мушаррафа, вынудив его к добровольной отставке. Вариант сомнительный. История свидетельствует: в стране нет никакой силы кроме армии, способной обеспечить стабильность и сохранить Пакистан как государство.
Первез Мушарраф не кривил душой, когда говорил, что чрезвычайное положение - в интересах суверенитета Пакистана. В случае же замены нынешнего главы государства (под нажимом исламистских и других оппозиционных сил и т.д.) на гражданского президента, ситуация неизбежно закончится очередным военным переворотом - опять же в интересах самого Пакистана. Поэтому, стоит ли менять президента-генерала на генерала-президента?