Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Британский инвестиционный фонд Lion Capital купил компанию «Нидан соки», третьего по величине производителя соков в России. Теперь иностранцы контролируют более 40% отечественного рынка фруктовых и овощных соков. Этот сектор, судя по всему, в скором времени может разделить судьбу пивного рынка, то есть почти полностью перейти под контроль зарубежных компаний.
О том, что Lion Capital намерен купить «Нидан соки», стало известно в августе этого года. Тогда британцы заявили о планах привлечь синдицированный кредит в размере $350-450 млн на покупку российского актива. Под реализацию планов была создана проектная компания, которая выкупила 100% акций «Нидана». По итогам сделки Lion Capital стала владельцем лишь 75% акций компании, еще порядка 25% были переданы основателям «Нидана» Игорю Шилову, Леониду Шайману и Чабе Бальеру. Официальных данных о сумме сделки нет, но эксперты предполагают, что 75% «Нидана» обошлись британцам примерно в $530 млн
Наш соковый рынок - лакомый кусок для иностранцев: по итогам 2006 года он подрос на 13% и составил порядка $2,7 млрд. В этом году прогнозируется замедление роста до 7-8%, но с учетом мировых тенденций это очень неплохой показатель. В США, например, за истекший год продажи соков «просели» на 5%.
Только протиснуться на наш рынок непросто: он давно поделен между четырьмя игроками, на долю которых приходится не меньше 84% продаж. Это «Лебедянский» с рыночной долей по итогам 2006 года примерно в 30%, «Мултон» (около 22%), «Нидан» (18%) и «Вимм-Билль-Данн» (15%).
Еще пару лет назад соки в России были самым «патриотичным» продуктом: вся четверка ведущих производителей контролировалась российским капиталом. Правда, больше 90% концентрата, из которого изготавливают соки, поставляются из-за границы, а наши соковики его лишь разводят, пастеризуют и упаковывают. Теперь, после продажи «Нидана», уже больше 40% рынка перешло под контроль иностранных компаний.
«Сезон охоты» за российскими активами был открыт в 2005 году, когда американская Coca-Cola выкупила «Мултон». По экспертным оценкам, это приобретение обошлось американцам в $700 млн. Тем временем извечный конкурент Coca-Cola , компания PepsiCo обхаживала «Нидан» - в 2004 году американцы наладили на мощностях российской компании розлив своей марки «Тропикана». И сразу же на рынке возникли слухи, что PepsiCo заинтересована в покупке «Нидан».
Пока PepsiCo думала, Coca-Cola продолжала скупать российские активы. Очередным ее приобретением стал соковый завод «Аква Вижион», принадлежащей холдингу Health Tech Corporation (основной владелец -- россиянин Дмитрий Буряк). «Аква Вижион» построили недавно - он начал работу в апреле 20007 года. На строительство израсходовали 130 млн евро, и результат оказался впечатляющим. В момент старта мощность завода составляла 300 млн литров напитков в год. Компания объявила, что к 2009 году планирует довести производство до 1 млрд литров и войти в тройку лидеров с рыночной долей порядка 20%. Громкие заявления сопровождались шумной рекламной кампанией соков новой марки botaniQ.
Однако, как выяснилось летом, параллельно этому компания вела переговоры сразу с несколькими потенциальными покупателями. Приз достался Coca-Cola, которая заплатила за «Аква Вижион» 191,5 млн евро.
Теперь PepsiCo надо очень интенсивно «работать локтями», чтобы не отстать от конкурента. Впрочем, сейчас на рынке появились предположения, что Lion Capital -- лишь временный владелец «Нидана», и, в конце концов он достанется PepsiCo.
Следующим объектом борьбы двух транснациональных гигантов может стать лидер российского рынка - «Лебедянский».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции