БЕРЛИН, 7 ноя - РИА Новости, Ольга Семенова. Канцлер Германии Ангела Меркель (ХДС) не будет вмешиваться в тарифный спор между руководством Deutsche Bahn AG и профсоюзом машинистов локомотивов (GDL), несмотря на то что концерн находится в стопроцентной госсобственности. Об этом она заявила в интервью газете "Берлинер Цайтунг", опубликованном в среду.
"Существует твердая договоренность между политическими силами о том, что политика не должна вмешиваться в тарифную автономию", - сказала глава федерального правительства в ответ на призыв главы Deutsche Bahn Хартмута Медорна принять новый принцип "одно предприятие - одно соглашение".
В письме на имя Меркель он предложил законодательно закрепить принцип тарифного единства, который мог бы позволить избежать "ненужных забастовок", объявляемых профсоюзами по отдельным специальностям на одном и том же предприятии, не нарушая при этом закрепленную в конституции тарифную автономию.
"Я приняла к сведению письмо (Медорна), но не разделяю его мнение (о поправках)", - отметила Меркель. По ее мнению, концерн и профсоюз должны полностью отдавать себе отчет в том ущербе, который возникнет в результате их противостояния для экономики страны, а потому "вести конструктивные переговоры".
Канцлер в то же время не поддерживает требование профсоюза машинистов об отдельном тарифном договоре. "Я сомневаюсь, что каждая группа рабочих одной специальности на каждом предприятии должна иметь отдельное тарифное соглашение, - сказала глава федерального кабинета. - Это полностью изменило бы общую тарифную картину, а это не может отвечать нашим интересам". Однако, по словам Меркель, в данном конфликте она не собирается давать свои советы. Госкомпания Deutsche Bahn должна вести себя, как обычное экономическое предприятие, считает она.
Газета между тем считает, что без вмешательства правительства очередная забастовка GDL неизбежна, и предсказывает невиданный до сих пор экономический ущерб, поскольку профсоюз после отмененного судом запрета на забастовку машинистов поездов дальнего следования и грузового сообщения намерен блокировать движение именно товарных составов.
"Если 12, 18 или 20 часов не будет движения грузовых и пассажирских поездов, правление Deutsche Bahn уже не сможет так просто "пересидеть" решение проблемы, как оно поступило во время забастовки машинистов поездов пригородного сообщения, и будет вынуждено уступить", - цитирует газета зампреда GDL Клауса Везельски.
Профсоюзный лидер объявил, что решение о масштабах и сроках нового "наступления" будет принято на совещании в среду, поскольку концерн вновь проигнорировал главное требование машинистов о подписании с ними отдельного от других сотрудников железной дороги тарифного соглашения. Предложения руководства железнодорожной компании, по его мнению, не стоят того, чтобы возвращаться за стол переговоров.
Как сообщила накануне представитель правления Deutsche Bahn по кадровым вопросам Маргрет Зукале, концерн предлагает GDL присоединиться к ранее заключенному с двумя другими профсоюзами работников железной дороги Transnet и GDBA тарифному соглашению как к базисному (увеличение окладов на 4,5% и единовременная выплата 600 евро), а затем обсудить механизм надбавок за сверхурочную работу, который даст рост зарплаты до 10% (за уже имеющуюся переработку единовременная выплата может составить 1400 евро).
"Тот, кто бастует без предварительного проведения переговоров, поступает безответственно", - считает Зукале. Она напомнила, что профсоюзные лидеры приняли на себя обязательство вступить в переговоры в ходе слушаний в минувшую пятницу в Земельном суде Хемница дела об отмене запрета на забастовку машинистов поездов дальнего следования и грузового сообщения. В судебном постановлении прямо говорится о том, что именно обещание профсоюзных лидеров проявлять умеренность в своих мерах "силового воздействия" на работодателей (например, не распространять забастовку на поезда с жизненно важными грузами) и готовность к урегулированию тарифного спора переговорным путем сделало возможным отмену ранее введенного запрета.
Со своей стороны Везельски обвиняет руководство Deutsche Bahn в несговорчивости и считает, что только "серьезная и жесткая рабочая борьба" может сдвинуть застывшие переговоры с мертвой точки. "Этого уже не миновать, раз руководство железной дороги не шевелится, - заявил профсоюзный лидер. - Мы хотим добиться улучшения для персонала, а не просто бастовать".
При этом он отверг возможность бессрочной забастовки, которой требуют некоторые "горячие головы" в профсоюзе. "Забастовка не должна быть бессрочной, чтобы не привести республику к полной остановке", - сказал Везельски.
Как считают местные комментаторы, этим заявлением профсоюзный лидер постарался подтвердить взятое в ходе слушаний в суде "обязательство соразмерности принимаемых мер воздействия на работодателей", поскольку не исключена вероятность нового запрета на забастовку.