Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
Москва и Токио активно обсуждают планы практического взаимодействия в области развития Дальнего Востока и Сибири, к которому проявляется взаимный интерес. В частности, Россия хотела бы подключить японские компании к сооружению нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Эта тема обсуждалась во время недавнего визита в Токио заместителя председателя российского правительства Сергея Нарышкина: «Россия не нуждается в иностранных инвестициях в строительство нефтепровода, но приветствует участие в его сооружении зарубежных, в частности, японских компаний», - подчеркнул вице-премьер после встречи с японским министром экономики, торговли и промышленности Акирой Амари.
Сибирская нефть сможет в значительной степени удовлетворить энергетический голод Японии - страна будет получать из России 15 млн. тонн нефти в год. «Нефтепровод строится в сложных климатических и геологических условиях, ни с чем подобным мы раньше не сталкивались, - признался президент компании «Транснефть», реализующей проект, Семен Вайншток. - 94% трассы мы прошли, взрывая скалы и мерзлоту, пересекли 107 рек».
От нефтяного источника в Тайшете (Иркутская область) нефтепровод протянется на 2757 километров и завершит свой путь на берегу Японского моря, в порту Козьмино, близ Находки, где сооружаются специализированные терминалы, к которым будут подходить японские танкеры. Уже проложено более тысячи километров труб. Глава «Транснефти» подтвердил, что нефтепровод будет введен в строй в конце 2008 года.
Понимая, что от энергетических аппетитов цивилизации никуда не денешься, экологи борются за то, чтобы ее железный натиск все же был бы щадящим для природы. В прошлом году в Российское посольство в Токио было передано письмо, инициированное экологическими организациями страны и скрепленное несколькими сотнями подписей рядовых граждан, в котором они обращались к президенту Владимиру Путину. Японцы призывали российского лидера повлиять на то, чтобы решение о маршруте нефтепровода Сибирь - Тихий океан было максимально разумным.
Согласно первоначальному замыслу, нефтепровод на своем пути вклинивался в две «болевые точки» экологии. Он должен был пройти близ берега уникального озера Байкал, включенного в Список природного наследия ЮНЕСКО, а на завершающем участке - пересечь территории заказников Барсово и Кедровая Падь, где расположены имения исчезающих из природы дальневосточных леопардов.
Экологи встали насмерть, оспаривая эти два отрезка на марше нефтепровода. Конфликт достиг такого масштаба, что в него вынужден был вмешаться президент страны, который волевым решением заставил нефтяников отодвинуть трубу от Байкала на 40 километров. Позже было принято и второе решение - о переносе финального терминала нефтепровода из бухты Перевозной - в бухту Козьмино. В этой борьбе с российскими экологами солидаризировались японские природоохранные организации.
Со дня сотворения Мира Японское море охраняет само себя, его естественные стражи - мелкие проливы, отделяющие от Тихого океана. Но вот экономические интересы простерлись и в эти места. «Окраинное», по терминологии географов, Японское море на наших глазах становится интенсивной морской нефтемагистралью.
Как любой нефтяной проект, нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан заведомо несет в себе экологический конфликт. Мировой опыт показывает, что танкеры иногда терпят бедствие, вызывая экологические катастрофы. Следовательно, необходимо в этом морском районе создавать соответствующие государственные структуры по минимизации рисков, страховые фонды, которые бы имели на счетах необходимые средства для оперативных действий в случае гипотетической аварии.
Кроме техногенной опасности, нависшей над Японским морем, экологов заботят и его биологические проблемы. Хотя к российскому берегу примыкает только небольшая северная зона Японского моря, тем не менее, она способна оказывать существенное влияние на общее здоровье бассейна. Многим акваториям придан статус «заповедных». С 1978 года в заливе Петра Великого существует Дальневосточный морской биосферный заповедник, имеющий статус биосферного заповедника ЮНЕСКО.
Из 64316 га территории заповедника 63 тысячи га составляет морская акватория. При этом архипелаг Римского-Корсакова является «зоной полной заповедности». В заливе Посьета и у острова Фуругельма находится участок воспроизводства аквакультур - трепанга, гребешка, гигантской устрицы, а остров Попова - Музей природы моря. Создание заповедника инициировали ученые, ради сохранения ценных обитателей шельфа - 250 видов рыб, многочисленных беспозвоночных. По информации российского отделения Фонда дикой природы (WWF), в результате активности браконьеров подорваны запасы крабов и креветок, потеряла хозяйственное значение популяция семы - аборигена моря.
Заповедник охраняется собственной специализированной службой, охранными структурами «Рыбвода» (Министерство сельского хозяйства), «Росприроднадзора», Морской инспекцией, а также пограничниками. Сообща они отлавливают многочисленных браконьеров, охотящихся на трепангов, морских ежей и гребешков, украшающих меню «крутых» ресторанов Японии и Китая. Кстати заметить, что в российских ресторанах такими яствами не балуют - юридически опасно! Разве что где-то, за большие деньги, выполняются «теневые» заказы гурманов, но это - не типичное явление.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции