Православная церковь празднует иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» не связана с великими историческими событиями - войнами, бунтами, катастрофами. Здесь Богородица предстает как величайшая покровительница страждущих, о чем говорят слова молитвы к ней: «Помощница еси обидимых, не надеющихся на деяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих (голодных) кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». На самой иконе эти убогие люди изображены в ногах Богоматери, а она окружена ангелами, призванными помогать униженным и оскорбленным. Этот тип икон появился на Руси сразу же после принятия христианства. Еще правнук Ярослава Мудрого, князь-инок Никола Святоша, устроив при святых вратах Киево-Печерской обители больницу для бедных, поместил в больничный храм прославившуюся чудотворениями икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С 1643 года перед подобной иконой молятся и москвичи в храме Преображения Господня на Большой Ордынке. Праздник же этой иконе был установлен в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей, после чудесного исцеления родной сестры патриарха Иоакима - Евфимии. В 1711 году, когда царскую резиденцию перенесли в Санкт-Петербург, сестра императора Петра I царевна Наталья перевезла туда и чудотворную икону, которая стала первой святыней новой столицы. В конце XIX века в городе на Неве прославилась другая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» - с грошиками. В 1888 году во время грозы молния ударила в часовню на Стеклянном заводе, но, как утверждали очевидцы, находившийся в ней образ Богородицы остался невредимым, икона не только не сгорела, но обновилась, лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась, а к иконе прилепились 12 грошиков. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу, и толпы людей устремились к иконе, которая после этого прославилась у верующих многими чудотворениями. Известно много списков с иконы, на них грошики уже пишут краской. Существует много разных типов иконы «Всех скорбящих Радость». Иногда Богородица изображена увенчанной короной, в царском одеянии, иногда держит младенца Иисуса на руках. На иконе с грошиками Богородица предстает в обычной своей земной одежде, с белым покрывалом на голове. Икона «Всех скорбящих радость» очень любима в народе, она есть почти в каждом храме.
1930 - вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ
1930 - вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ (впоследствии АЗЛК, ОАО «Москвич»).
Московский автосборочный завод вступил в строй 6 ноября 1930 года. Годом раньше компания Ford Motor подписала соглашение о создании в Нижнем Новгороде автомобильного завода и строительстве нескольких автосборочных предприятий, в том числе и в Москве. Сначала здесь собирали из американских деталей легковые автомобили Ford-AA, а через два года после постройки нижегородского завода перешли на сборку автомобилей «ГАЗ-А» и «ГАЗ-АА» из отечественных комплектующих. 15 января 1939 года автосборочный завод имени КИМ ( Коммунистического Интернационала Молодежи ) был переименован в «Московский автомобильный завод имени КИМ», на котором в 1941 году начался выпуск малолитражного автомобиля «КИМ-10». До начала Великой Отечественной войны было изготовлено около 500 автомобилей «КИМ-10-50». В 1945 году советское правительство приняло постановление о крупносерийном производстве легкового автомобиля, а завод переименовали в МЗМА - Московский завод малолитражных автомобилей. Его первым серийным изделием стал «Москвич-400» (в его основе - популярный немецкий Opel Kadett выпуска 1938 года). Этот легковой автомобиль появился на улицах столицы в 1947 году. В Москве первым индивидуальным владельцам стали выдавать номерные знаки серии МИ, которые шутливо расшифровывали как «могу искалечить». И одной этой серии хватило всем желающим на семь лет. Только в первой половине 1950-х годов люди поняли, что такое свой автомобиль, и образовался немыслимый дефицит на автомобили, сохранившийся до 1980-х годов. Претерпев ряд модернизаций, «Москвич-400» ушел в апреле 1956 года на покой, уступив место совершенно новой конструкции - модели «Москвич-402». В 1958 году начат выпуск автомобиля «Москвич-407», в мае 1967 года с главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль «Москвич-408», а в октябре того же года выпущена первая партия автомобилей «Москвич 412». В октябре 1968 года в связи с 50-летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В сентябре 1986 года с конвейера завода сошел четырехмиллионный автомобиль «Москвич». В 1988 году закончено производство автомобилей «Москвич-2140», в 1989 году развернута работа по подготовке производства пикапа на базе модели 2141 и прицепа, в 1992 году освоен выпуск грузового автомобиля «Москвич-2335-пикап». В 1994 году совместно с Киевским авторемонтным заводом организован выпуск многоцелевой модели «Москвич-2901». С середины 1990-х в связи с акционированием АЗЛК стал ОАО «Москвич». Первая за всю историю завода остановка главного конвейера случилась лишь в 1992 году. В 2001 году «Москвич» выпустил 800 автомобилей. В 2002 году конвейеры завода остановились. С тех пор АЗЛК производит только некоторые запчасти для «Москвичей». В январе 2004 года на предприятии введено внешнее управление. В 2005 году на территории бывшего АЗЛК открылся франко-российский завод по производству легковых автомобилей «Автофрамос».
1794 - родился Константин Андреевич Тон
1794 - родился Константин Андреевич Тон, один из крупнейших архитекторов XIX века.
Константин Тон вошел в историю мировой культуры как создатель Храма Христа Спасителя, Малого и Большого Кремлевского дворцов, Оружейной палаты в Кремле, здания Малого театра и первых столичных железнодорожных вокзалов. Родился Константин Тон 6 ноября 1794 года в семье ювелира - обрусевшего немца Андрея Тона. Константина определили в Академию художеств в возрасте девяти лет. С 1809 года он начал заниматься архитектурой под руководством знаменитого Андрея Воронихина. В 1815 году за проект здания Сената Тон получил малую золотую медаль. Одновременно ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за границу «для усовершенствования в искусствах» в качестве академического пенсионера. За границей К.А.Тон пробыл почти десять лет. По возвращении в Россию он получил от президента Академии художеств А.Н.Оленина ответственное задание: разработать проекты оформления парадных залов Академии художеств. Одновременно с парадными залами по проекту К.А.Тона, разработанному в 1829 году, переделывалась и академическая церковь, размещенная в центре северного корпуса здания. Проекты, выполненные Тоном по заданию Оленина, сыграли в жизни архитектора важную роль. Именно за них, а также и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, Тон в 1830 году был удостоен звания академика. Со следующего года он начал преподавать в архитектурном классе, еще два года спустя занял в Академии должность «профессора 2-й степени». В конце 1830-х годов Тон находился в расцвете творческих сил. В 1837 году ему было поручено составление проекта грандиозного сооружения в Москве - Большого Кремлевского дворца. Строительные работы по сооружению дворца начались в 1838 году одновременно со строительством Храма Христа Спасителя (закончены в 1849 году). В 1840 году К.А.Тону поручили составление атласа образцовых проектов крестьянских строений для различных частей страны. В короткий срок - менее чем за полгода - он разработал 89 проектов жилых, общественных построек и служб для села. Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала Тону продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью св.Екатерины в столице по проектам Тона было сооружено еще несколько храмов. Зодчему принадлежит честь проектирования первых столичных железнодорожных вокзалов. Вокзалы, возведенные в обеих столицах, стали последними большими постройками К.А.Тона. В конце 1840-х годов Константин Андреевич был удостоен звания профессора 1-й степени Академии художеств, стал действительным статским советником. В 1844 году получил дворянское звание, право на которое давали заслуженные им ордена Св.Анны (за работы в Зимнем дворце), Св.Станислава (за иконостас Казанского собора), Св.Владимира (по случаю закладки храма Христа Спасителя). В 1854 году Константин Тон вступил в должность ректора Академии художеств по архитектуре. В 1861 году ему присвоили звание «архитектора Его Императорского Величества». В 1869 году он получил редкий орден Белого Орла, в 1874 году австрийский император прислал ему командорский крест ордена Франца Иосифа. 6 февраля 1881 года Константин Андреевич Тон скончался. Созданное Тоном архитектурное направление вошло в историю под названием «русско-византийского». Этот стиль сумел наиболее полно выразить в области зодчества идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада: «православие, самодержавие, народность» и которому Николай I присвоил статус официального. Императорская резолюция того времени гласила: «...При составлении проектов православных церквей преимущественно и по возможности сохранять вкус древнего византийского зодчества, для чего могут быть принимаемы в соображение чертежи Тона».
1672 - умер Генрих Шютц
1672 - умер Генрих Шютц, немецкий композитор, органист, основоположник национальной композиторской школы, крупнейший из предшественников И.-С. Баха.
Генрих Шютц родился 8 октября 1585 года в Кестрице, в Тюрингии. В 1598 году ландграф Мориц, восхищенный музыкальными способностями мальчика, взял его с собой в Кассель, где Шютц служил хористом и учился музыке у придворного капельмейстера. В 1609 году Шютц поступил на юридический факультет Марбургского университета, однако по совету ландграфа и при его финансовой поддержке оставил университет и отправился в Венецию, чтобы продолжить обучение музыке у славившегося тогда Дж.Габриели. В 1613 году, проведя в Венеции более трех лет, вернулся к кассельскому двору. В скором времени он занял место придворного капельмейстера в Дрездене, которое сохранил до самой смерти. Несмотря на сложные и трудные обязанности капельмейстера, Шютц находил время для педагогической деятельности, подготовил множество прекрасных музыкантов. Неувядающая и по сей день слава композитора основана на его образцовых духовно-драматических произведениях. Из них наиболее замечательны «Священные симфонии», «Воскресение Христово», «Семь слов Спасителя на кресте» и музыка на страсти Господни на текст четырех евангелистов. Музыка всех этих произведений отличается строгой, возвышенной простотой. Весьма важную роль в сочинениях Шютца играют хоры. Шютц также очень искусно пользовался различными музыкальными эффектами для иллюстрации текста. Перу Шютца принадлежит также множество арий, дуэтов, мотетов и других вокальных и инструментальных сочинений. Умер величайший немецкий композитор XVII века в Дрездене 6 ноября 1672 года.
1887 - умер Эжен Потье
1887 - умер Эжен Потье, французский поэт, автор «Интернационала».
Эжен Потье родился 4 октября 1816 года в Париже. Рано начал трудовую жизнь. Первые стихи написаны в дни Июльской революции 1830 года. В 1830 году вышел его сборник песен «Юная муза», заслуживший благожелательный отзыв П.Ж.Беранже. Творческий подъем вызвала у поэта и Революция 1848 года. Наиболее значительный период в жизни и творчестве Потье начался в эпоху Парижской Коммуны 1871 года: он участвовал в обороне Парижа от немецких войск, был членом ЦК национальной гвардии. Один из организаторов Коммуны, Потье сражался на баррикадах; после ее разгрома бежал в Великобританию, потом в США. В июне 1871 года в парижском подполье Потье написал «Интернационал», ставший международным гимном революционного рабочего класса. В Америке создал три поэмы: «Рабочие Америки - рабочим Франции» (1876), «Парижская Коммуна», «Рабочая партия». В 1880 году Потье вернулся во Францию, вступил в Рабочую партию, в 1884 году опубликовал сборники «Социально-экономические стихи и социалистические революционные песни» и «Кто же безумен?»; в 1887 году - сборник «Революционные песни»; в эти издания вошли его лучшие песни и стихи.
1911 - родился Павел Герасимович Лисициан
1911 - родился Павел Герасимович Лисициан, певец, народный артист СССР.
Павел Лисициан родился в Владикавказе. Уже в четырехлетнем возрасте исполнял соло и дуэтом с отцом армянские, русские, украинские и неаполитанские народные песни. Несколько лет занимался в хоре под руководством композиторов Сардарьяна и Манукяна. Учился игре на виолончели, брал фортепианные уроки, играл в любительском оркестре. Пятнадцатилетним подростком, после окончании школы-девятилетки, покинул родительский дом, чтобы трудиться самостоятельно. Работал на Садонских рудниках под Владикавказом учеником бурильщика, разнорабочим, подсобником, в Ахалкалаки на строительстве Тапараван-ГЭС. Был участником художественной самодеятельности, солистом в народном хоре. В 1930 году приехал в Ленинград для поступления в консерваторию и до вступительных экзаменов работал на Балтийском заводе, освоив профессии клепальщика и электросварщика, молотобойца. С Ленинградской консерваторией пришлось расстаться, едва начав обучение. Павел поступил статистом в Большой драматический театр. Диплом о высшем образовании певец получил уже в зрелом возрасте, будучи народным артистом СССР (Ереванскую консерваторию он окончил экстерном в 1960 году). В 1932 году Лисициан возобновил регулярные занятия пением. Поступив в музыкальный техникум, стал солистом Первого молодежного оперного театра, дебютировав в «Севильском цирюльнике» Россини, но вскоре молодежный театр был расформирован. Еще год учебы в музыкальном техникуме, и снова театр, теперь уже молодежная группа Ленинградского Малого оперного театра. В 1933 году начались выступления в рабочих клубах, домах культуры, школах. В 1936 году Лисициан подготовил и спел в концертном зале Капеллы в ансамбле с А.Б.Мееровичем первое в своей жизни сольное отделение - романсы Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова. В 1937 году певец получил приглашение в Ереванский театр оперы и балета имени Спендиарова на первые партии. Три с половиной года работы в Армении были весьма плодотворными - он исполнил пятнадцать партий в классических и современных спектаклях: Евгения Онегина, Валентина, Томского и Елецкого, Роберта, Тонио и Сильвио, Маролеса и Эскамильо, а также Митьки и Листницкого в «Тихом Доне», Татула в опере «Алмаст», Товмаса в «Восточном дантисте», Грикора в опере «Лусабацин». Но особый успех выпал на долю певца в дни Декады армянского искусства в Москве в октябре 1939 года. Лисициану присвоили звание заслуженного артиста Армянской ССР. В 1940 году певца пригласили в Большой театр, где в течение 26-ти лет он был ведущим солистом. Дебют Павла Лисициана на сцене филиала Большого театра состоялся 26 апреля 1941 года. Во время Великой Отечественной войны вместе с бригадой выступал в авиационных частях, госпиталях, эвакопунктах на вокзалах. На фронтах и в тылу спел более 500 концертов и гордился боевыми наградами - медалями «За отвагу», «За освобождение Кавказа». 3 декабря 1943 года, впервые после большого перерыва, выступил на сцене столичной оперы. В 1946 году П.Лисициан исполнил партию Жермона в «Травиате» Верди, Казбича в «Бэле» А.Александрова. Вслед за этим он исполнил в опере Мурадели «Великая дружба» партию Чрезвычайного комиссара, в 1953 году - Рылеева в опере Шапорина «Декабристы». Еще три партии в операх советских композиторов были исполнены Лисицианом на этой сцене: бельгийского патриота-антифашиста Андре в «Джалиле» Н.Жиганова, Наполеона в «Войне и мире» Прокофьева. В опере Дзержинского «Судьба человека» он пел скорбный реквием «Памяти павших». Лисициан был первым певцом из России, выступившим на сцене «Метрополитен-опера», гастролировал более чем в тридцати странах. В одном только Большом театре он провел 26 сезонов, участвовал в более чем 1800 спектаклях, спев 50 партий. Лисициан обладал необычайным, уникальным тембром голоса. Он - лауреат Шумановской премии, Международной премии Американской академии музыки. Удостоен престижного звания «Лучший баритон ХХ века». Несколько лет назад Павел Лисициан простился с оперной сценой и концертной эстрадой и пел уже только в репетиционном классе. Умер выдающийся певец 6 июля 2004 года.