Рейтинг@Mail.ru
5 ноября - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

5 ноября

Читать ria.ru в
День военного разведчика.
- 1952 -родился Олег Владимирович Блохин, футболист, заслуженный мастер спорта.
- 1929 -в Москве открылся первый в СССР планетарий.

День военного разведчика
     Профессиональный праздник - День военного разведчика - установлен приказом Министерства обороны России 12 октября 2000 года. Профессию разведчика считают одной из древнейших на земле. Еще во времена Киевской Руси разведка была делом государственной важности. Для сбора данных привлекались послы, гонцы, торговые люди, жители пограничных областей и воинские отряды. Позднее, уже при царе Алексее Михайловиче, в 1654 году был основан Приказ тайных дел - прообраз разведывательного управления того времени. В Воинском уставе 1716 года Петр I подвел под разведывательную работу законодательную и правовую базу. В царствование императора Александра I в январе 1810 года по инициативе Барклая де Толли была создана Экспедиция секретных дел при военном министерстве, в январе 1812 года ее переименовали в Особенную канцелярию при военном министре. Особенная канцелярия решала важнейшие задачи: ведение стратегической разведки (сбор стратегически важных секретных сведений за рубежом), оперативно-тактической разведки (сбор данных о войсках противника на границах России) и контрразведки (выявление и нейтрализация агентуры противника). 5 ноября 1918 года был издан Приказ председателя Реввоенсовета республики Льва Троцкого, постановившего «образовать в составе Полевого штаба Красной Армии Регистрационное управление полевого штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РУПШКА)» (с этого дня ведет свою историю Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных Сил России). РУПШКА было создано для координирования усилий разведслужб фронтов и армий и для подготовки информации для Главного штаба Красной Армии. Первым начальником военной разведки был назначен Семен Иванович Аралов, большевик из числа ветеранов разведки русской армии времен первой мировой войны. Помимо стратегической и оперативной разведки, управление вело работы по добыванию военно-технической информации, сведений о передовых научных достижениях в военной области. Позднее советская военная разведка стала именоваться в официальных документах как 4-е Управление Генштаба. Обозначение ГРУ (Главное разведывательное управление) официально было принято только в июне 1942 года. За прошедшее время роль этой структуры многократно возросла. Связано это и с событиями на Кавказе, и в мире в целом, связано это с борьбой с терроризмом. Любая разведка - это прежде всего инструмент внешней политики, и именно военная разведка является важнейшей составляющей укрепления государства. ГРУ осуществляет свою деятельность не только в традиционных для разведки формах, не только традиционными силами и средствами, но также с использованием космических и иных специальных технических средств и сил специального назначения.

50 лет назад (1957) в болгарском городе Пловдиве открыт памятник советским воинам-освободителям - знаменитый «Алеша»
     Всего в Европе около четырех тысяч воинских мемориалов, в которых захоронены более двух с половиной миллионов солдат и офицеров Красной Армии, погибших в боях в годы второй мировой войны. Памятники установлены во многих странах Центральной и Восточной Европы. В некоторых государствах - бывших сателлитах Советского Союза по восточному блоку - после крушения СССР обсуждался вопрос о переносе этих мемориалов. В большинстве центрально-европейских столиц памятники советским солдатам стоят на кладбищах, где захоронены воины, но в некоторых городах, например, в Будапеште или в Вене, они установлены на городских площадях.
     В Болгарии, в Пловдиве, 50 лет назад был установлен памятник Воину-освободителю. Болгары называют его «Алешей». Несмотря на то, что памятник был поставлен в честь неизвестного солдата, он получил имя. Во-первых, в годы строительства памятника была популярна песня «Стоит под горою Алеша...», а во-вторых, это реальный человек, он служил в знаменитом лыжном батальоне сибиряков, сражавшемся в Пловдиве. Памятник имеет высоту 17 метров, его можно увидеть практически из любой точки города. Ситуация вокруг памятника неоднозначная. Были требования снести памятник в 1989 году, их быстро очень погасили, причем, погасила официальная власть. Потом в 1996 году городской парламент столицы Софии принял решение снести памятник, однако это решение было обжаловано в судах высших инстанций и, в конце концов, верховный суд Болгарии постановил, что монумент «Алеша» - это памятник второй мировой войны, сносу он не подлежит.

250 лет назад (1757) родился Михаил Никитич Муравьев, поэт и писатель, один из родоначальников сентиментализма
     Михаил Муравьев родился в семье военного инженера, позже - провинциального чиновника, по долгу службы переезжавшего из города в город. В 1768 году поступил в гимназию при Московском университете, а через полтора года - в университет, где проучился лишь несколько месяцев: ему пришлось уехать с отцом в Архангельск, затем в Вологду. Образование закончил дома. Он переводил стихи Гомера, Горация, Анакреона, Буалоа, Лафонтена, Вольтера, Брокса, Флеминга. Но главным в его творчестве того времени был сборник «Оды», вышедший в 1775 году. Сохранив торжественность слога, Муравьев избрал предметом описания не события государственной важности, не восхваление вельможи, но природу, любовь, дружбу - все то, что относится к интимному миру человека. В 1776 году был выбран членом вольного собрания любителей российского слова, в трудах которого печатались и его произведения. Михаил Муравьев справедливо считается одним из родоначальников сентиментализма. Кроме того, он первым заявил о приближающейся эпохе романтизма. В своем стихотворении «Сила гения» и повести «Оскольд» Муравьев изложил принципы предромантизма. Преподавал великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. В 1800 году был назначен сенатором, в 1801 году - секретарем в кабинет Александра I для принятия прошений, в 1802 году - товарищем министра народного просвещения, в 1803 году - попечителем Московского университета. Создал при университете ряд обществ, устроил институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и музей натуральной истории; ввел «курсы для публики». Принимал деятельное участие в выработке нового устава университета 1804 года. Предпринял издание научного журнала «Московские ученые ведомости», прекратившееся с его смертью. Помогал Карамзину в сборе материалов для «Истории Государства Российского». Основные литературные произведения Михаила Муравьева - «Эклога (1771), «Басни в стихах» (1773), «Переводные стихотворения» (1773), «Обитатель предместья» и «Эмилиевы письма» (1815). В сочинениях по теории истории «Учение истории» и «О истории и историках» следовал Карамзину. Полное собрание сочинений, изданное в Санкт-Петербурге (1819-1820, 1847, 1857), было далеко не полным: в книге стихотворений Муравьева, вышедшей в серии «Большая библиотека поэта» в середине 1960-х годов, почти половина стихов была напечатана впервые. Умер Михаил Никитич Муравьев 10 августа 1807 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Оба его сына - Никита и Александр - стали декабристами.

230 лет назад (1777) родился Филиппо Тальони, итальянский артист балета, балетмейстер, создатель романтического балета
     Артистическую деятельность начал в 1794 году. В 1795-1798 годах - первый танцовщик в театрах Ливорно, Флоренции, Венеции, Турина и Милана. В 1799 году совершенствовался в Париже. В том же году дебютировал в Академии музыки и танца (Парижская опера) в балете «Караван». В 1802-1805 годах - первый танцовщик Королевской оперы в Стокгольме. Значительную часть творческой жизни посвятил хореографическому образованию и сценической карьере дочери - будущей легендарной танцовщице Марии Тальони. Многие постановки были осуществлены в расчете на ее исключительные данные. В 1805-1828 годах работал в театрах Вены, Мюнхена, Штутгарта. Балет «Атланта и Иппомен», поставленный в Вене - первая балетмейстерская работа Тальони . В 1830-1836 годах - балетмейстер Парижской оперы, на сцене которой поставил дивертисменты в операх «Бог и баядерка» и «Густав III, или Бал-маскарад» Д.Ф.Обера, «Роберт-Дьявол» и «Гугеноты» Дж.Мейербера, «Жидовка» Ф.Галеви, балеты «Сильфида», «Натали, или Швейцарская молочница» А.Гировеца и М.Э.Карафы ди Колобрано, «Восстание в серале» Т.Лабара, «Бразилия, или Племя женщин» В.Р.Галленберга (1835), «Дева Дуная». Вместе с дочерью находился в Петербурге, где поставил балеты «Гитана, испанская цыганка» И.Шмидта и Обера, «Миранда, или Кораблекрушение» на музыку Обера и Дж.Россини, «Морской разбойник» А.Адана, «Герта» и «Дая» Келлера. Впоследствии Тальони работал в театрах Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. В Ла Скала поставил «Сатаниллу, или Любовь и ад» Ф.Бенуа и Н.Ребера, «Пери» Дж.Паниццы.
     Филиппо Тальони - один из новаторов хореографического искусства. Художественные принципы, наметившиеся в его балетных сценах третьего действия оперы «Роберт-Дьявол» (танцы теней монахинь), с наибольшей полнотой были воплощены в «Сильфиде», своеобразном эстетическом манифесте романтизма. Новаторский характер этой постановки способствовал утверждению на сцене новой, более богатой и разнообразной тематики, совершенствованию и углублению выразительных средств (вводил жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные народные танцы и пантомимические сцены) и техники классического танца (первым применил танец на пуантах, для создания романтических образов провел реформу костюма). Создание нового исполнительского стиля было неотделимо от реформы балетного спектакля в целом, коснувшейся также декорационного оформления (использовал в спектаклях полеты, различные сценические трюки, превращения). Тальони  был выдающимся педагогом классического танца. Его метод преподавания зафиксирован французским танцовщиком Л.Адисом. После 1862 года оставил педагогическую и сценическую деятельность. Умер выдающийся балетмейстер 11 февраля 1871 года в Комо, Италия.

55 лет назад родился Олег Владимирович Блохин (1952), футболист, заслуженный мастер спорта
     Олег Блохин родился 5 ноября 1952 года в Киеве. Окончил Киевский институт физкультуры. Блохин последовательно играл за сборные СССР: юношескую, молодежную (второй призер соответствующего чемпионата Европы 1972 года), олимпийскую (бронзовый призер на двух Олимпийских играх - в 1972 и 1976 годах), первую (в 1977, 1979 и 1981 годах был ее капитаном). Ему принадлежат все личные рекорды в советском футболе. За сборную СССР он провел 112 матчей (больше, чем кто-либо) и забил 47 мячей. Сыграл в чемпионатах СССР 432 раза и забил 211 мячей (это еще два всесоюзных рекорда). Блохин дважды входил в сборную команду Международной федерации футбола (ФИФА) - в 1979 году против западногерманской команды «Боруссия» из Дортмунда, а в следующем сезоне - против испанской «Барселоны», играл за сборную команду Европейского футбольного союза (УЕФА) против сборной ЧССР (в 1981 году) и за сборную Европы (в 1982 году) против сборной остального мира. Выступал за команды «Динамо» Киев (1969 - 1987), «Форвертс» Штайр, Австрия (1988 - 1989). Обладатель Кубка СССР 1974, 1978, 1982, 1985, 1987 годов, Кубка обладателей Кубков УЕФА (1975, 1986), Суперкубка УЕФА (1975). Лучший футболист СССР 1973, 1974, 1975 годов (по результатам опроса еженедельника «Футбол»). Обладатель «Золотого мяча» - лучший футболист Европы 1975 года. 28 июня 1989 года в Киеве состоялся прощальный матч с участием Олега Блохина -  сборная ветеранов СССР встретилась со звездами мирового футбола. Простившись с киевскими болельщиками, Блохин уехал на Кипр -  в 1989-1990 годах играл за «Арису» (Лимасол, Кипр). Был главным тренером клуба «Олимпиакос» (1990-1993), главным тренером  клуба ПАОК (1993-1994), главным тренером клуба «Ионикос» (1994-1997), все в Греции. С 20 сентября 2003 года - главный тренер национальной сборной Украины. Автор книг «Гол, который я не забил», «Право на гол» (в соавторстве), «Экзаменует футбол», «Футбол на всю жизнь».

78 лет назад (1929) в Москве открылся первый в СССР планетарий
     В мире Московский планетарий стал 13-м по счету. Десять из планетариев находились в Германии, а за ее пределами - всего два. В день открытия планетария в Москве в нем была проведена первая лекция с демонстрацией искусственного звездного неба. Первым лектором стал директор планетария К.Н.Шистовский. В прессе появились восторженные отклики, В.Маяковский отозвался на событие стихотворением «Пролетарка, пролетарий, заходите в  планетарий ...». В самом начале работы планетария в нем читались всего три лекции по астрономии: «Был ли сотворен мир в шесть дней?», «Земля - шар», «Строение Вселенной». В первый год существования учреждения небольшим коллективом лекторов-изобретателей был создан прибор Восходящее Солнце, который работал вплоть до закрытия планетария в 1994 году. В 1930-е годы в Московском планетарии работал «Стратосферный комитет», сотрудники которого вели изучение верхних слоев атмосферы и занимались проблемами реактивного движения. Именно в Московском планетарии впервые в мире был разработан и внедрен способ исследования динамики стратосферы при помощи стратосферных зондов с дымовыми шашками. В 1934 году при планетарии был создан астрономический кружок, причем кружковцы не только занимались, но и работали демонстраторами на астрономических пунктах в парках Москвы. Перед Великой Отечественной войной в планетарии существовал и специальный звездный театр, поставивший три пьесы: «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник». С началом войны в планетарии проводились специальные лекции военного цикла для разведчиков и военных летчиков. Помимо лекций, в годы войны проводились и выездные лекции по астрономии. В начале 1960-х годов в Звездном зале Московского планетария проводилась подготовка первых космонавтов по астронавигации, причем лекторам, обучавшим будущих космонавтов, сообщалось, что они готовят летчиков полярной авиации. В 1977 году планетарий был реконструирован. Вместо старого аппарата был установлен аппарат нового поколения с программным управлением фирмы Карла Цейса. В 1990 году при планетарии была открыта народная обсерватория, в которой поместили самый большой телескоп в Москве, доступный для массовых наблюдений. С 1989 года действовал Фантастический театр, труппа которого поставила несколько спектаклей по произведениям знаменитых писателей-фантастов. Летом 1994 года начался капитальный ремонт планетария, а в марте 1999 года московское правительство объявило о его реконструкции. Концепцию нового Московского планетария разработал авторский коллектив под руководством архитектора Александра Анисимова. В звездном зале появится новая аппаратура, будет восстановлена астрономическая площадка, на которую поставят модель Солнечной системы, макеты планет, астрономические инструменты. Планируется построить также подземную автостоянку, кафе и рестораны, в которых предполагается продавать только «космическую» пищу, то есть ту, которую едят космонавты и в тех же тюбиках, торговые залы, а также аттракционы с элементами виртуальной реальности, музей, лекторий, выставочные залы. На территории планетария появится музей, где будет размещено оборудование, дающее представление о природных явлениях и о космическом пространстве. Кроме того, в здании планетария должны разместиться компьютерные классы, библиотека, космические аттракционы. Открытие реконструированного Московского планетария намечено на 2008 год.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала