Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
90 лет прошло с того дня, когда большевики захватили власть в России, круто изменив вектор её движения и положив начало чудовищному эксперименту, поломавшему судьбы страны и многих миллионов людей. Вот уже три года, как этот день вычеркнут из календаря «красных дат». Но вычеркнут ли из народной памяти?
Воспоминания далёкого детства. С самого утра «всё на улице красно». Флаги, транспаранты, портреты вождей. Бодрые марши, несущиеся из репродукторов. И нескончаемый гул: демонстранты идут на Красную площадь.
В этот день наша коммунальная квартира угощает друг друга приготовленными загодя вкусностями - пирожками, салатами, печеньем. Даже нелюдимая Розина Францевна, латышский стрелок и заслуженный чекист, надевает своё единственное парадное платье, сшитое, наверное, ещё в годы проклятого царизма. Все всех поздравляют - старые и малые, родственники репрессированных и те, кто доносил и допрашивал, собранные по злой иронии в одной «коммуналке».
Вечером взрослые гоняют чаи и ведут разговоры под абажуром, вполголоса, намёками - ведь только стали возвращаться из лагерей «политические». Вслушиваюсь в непонятные слова: зек, пайка, нары, ГУЛАГ.
А как совсем стемнеет - все на улицу, смотреть салют, расцветающий в перекрестьях прожекторных лучей, и кричать во всё горло «ура» Октябрю...
Нет, это ностальгия не по тем временам. Скорее, по тому светлому ощущению праздника, да и по себе тогдашнему, не очень-то понимавшему, что, собственно, празднуем.
А что значит 7 ноября для сегодняшних россиян? Какие чувства испытывают они сейчас к октябрьскому перевороту?
Как свидетельствует опрос, проведённый Фондом «Общественное мнение», отменённый день Октябрьской революции по-прежнему празднуют 11% жителей страны. Не так уж много, если учесть, что даже Валентинов день, в общем-то, инородный для нас, отмечают 18%, а, скажем, Женский день - 71% российских граждан.
Что же касается самой революции, то её современная оценка вызывает у меня шок: 40% россиян (против 29%) считают, что она имела для России больше положительных, нежели отрицательных последствий (ФОМ). 55% опрошенных заявили, что эта революция «открыла новую эру в истории народов России», «дала толчок их социальному и экономическому развитию». И только 26% - что она «затормозила их развитие», «стала для них катастрофой» (Левада-центр). К вдохновителю и организатору того государственного переворота у многих такое же отношение: опять-таки 58% сограждан уверены, что Ленин сыграл позитивную роль в истории страны. Противоположного мнения придерживается втрое меньше людей (ФОМ).
Как будто не было кровавого братоубийства гражданской, политических «чисток», концлагерей, голодомора, миллионов расстрелянных, депортированных, сосланных, погибших от непомерного труда! Неужели настолько коротка народная память?
Наверное, дело всё-таки не в том. Противоречивость сознания, мешанина разнополярных идейных установок, устоявшихся стереотипов и изменившихся моральных ценностей - всё это характерно для переходной эпохи, в которой нам довелось жить.
Одно утешает: далеко не все - даже среди людей, рисующих советскую историю исключительно в розовых тонах, хотели бы вернуться в те времена. Как показывает исследование, проведённое социологами ВЦИОМ, только 4% россиян предпочли бы жить в сталинскую эпоху. Да и то, если учесть, что это в основном люди пожилые, можно предположить, что они скорее тоскуют по своей молодости. Четверть граждан вернули бы годы брежневского «застоя». Но 52% опрошенных устраивает именно современная Россия. А ведь пару лет назад такой точки зрения придерживались лишь 39% россиян.
В то же время в нашем обществе по-прежнему высока притягательность социалистических идей. 46% респондентов позитивно относятся к гипотетической перспективе построения социализма в России, хотя реально осуществимой её считает только каждый десятый из них. Однако предпочтение отдаётся всё же не советскому образцу и уж тем более не китайскому или корейскому, а шведскому, сочетающему капиталистическую экономику с социалистической социальной сферой.
И всё-таки ностальгия и явное «покраснение» общества налицо. Тем более что всё нам напоминает об ушедших временах - ленинский мавзолей и сталинские высотки, фигуры счастливых рабочих и колхозников на станциях метрополитена и приторные фильмы той поры, заполонившие телеэкраны. И, конечно, мемориалы вождей.
Памятники Ленину как стояли, так и стоят во всех российских городах. В одной только Москве их около 70. А кое-где устанавливают новые. В Ишиме же пошли ещё дальше, восстановив в 2003 году в центре города памятник Сталину. В прошлом году на Мамаевом кургане в Волгограде даже основали музей «вождя всех народов». Ну а в нынешнем декабре, в день его рождения, новый памятник планируется открыть и в Барнауле.
Более того, создаётся впечатление, что в последнее время нас усиленно подталкивают к очередной ревизии прошлого. И знаковый пример этого - новый учебник истории, в котором утверждается, что «Советский Союз не был демократией, но он был ориентиром лучшего, справедливого общества для многих миллионов людей во всём мире». Неужели по таким опусам наши дети будут составлять своё представление о строе, заложенном в октябре 1917-го?
Не сумев отряхнуть со своих ног прах «старого мира», Россия остановилась на полпути к демократии, к гуманизму, к цивилизации. Не застрять бы на этом распутье.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции