Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
Вторгнутся ли турецкие войска в Ирак, может решиться в ближайшие дни. У дипломатов и политиков есть шанс переломить ситуацию. В Стамбуле в начале ноября состоится министерская встреча стран-соседей Ирака и членов Совета Безопасности ООН. На 5 ноября запланирован визит премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана в Вашингтон, где он встретится с Джорджем Бушем. Впрочем, правильнее сказать, что шанс мог бы быть - если бы речь шла только о турецко-иракских разногласиях, а не о решении курдской проблемы в целом.
Кризис вызван тем, что турецкий парламент дал карт-бланш правительству на проведение в течение года военной операции против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) на территории Иракского Курдистана (северной части Ирака, сопредельной с Турцией). Пока вторжение отложено - Анкара предоставила иракцам возможность решить проблему с РПК самостоятельно. В обмен на такую «уступку» она требует запретить деятельность РПК на территории Ирака, прекратить оказывать ей материальную и иную поддержку и выдать лидеров партии, скрывающихся на иракской территории. Но если первые два пункта выполнимы и уже реализованы (по крайней мере, на уровне официальных документов), то последний - весьма проблематичен.
Как заявил президент Ирака, один из лидеров иракских курдов Джаляль Талабани, лидеры РПК скрываются в горах и их невозможно задержать. Впрочем, он одновременно дал понять: в любом случае их вряд ли выдадут - равно как и любого другого представителя курдского народа. Несмотря на напряженные отношения между различными курдскими партиями и группировками, выдача соплеменников третьим силам равносильна предательству и ведет к новым междоусобицам.
Ситуацию очень точно охарактеризовал глава Иракского Курдистана Масуд Барзани. На пресс-конференции ему задали вопрос: «Готовы ли иракские курды признать РПК террористической организацией? (РПК внесена в «черный террористический список» не только Анкарой, но и США и странами Евросоюза)». «Если Турция предложит мирное решение и РПК его отвергнет, то тогда мы, конечно, признаем РПК террористической организацией», - заявил Барзани. То есть фактически он призвал решать вопрос внутри Турции, при чем не силовыми методами, а политическими.
Из всех стран, где исторически проживали курды, сегодня только в Ираке у них была возможность реализовать мечту о независимом государстве. Полтора десятка лет иракские курды существовали автономно от остального Ирака благодаря защите международного сообщества. И хотя после падения режима Саддама Хусейна курды активно вовлечены в жизнь иракского общества и занимают высокие политические посты (начиная от президентского), Иракский Курдистан остается государством в государстве - со своим парламентом, президентом, армией, языком и активно развивающейся экономикой. Статус, которого удалось добиться иракским курдам, - несбыточная мечта для курдов Турции, Ирана и Сирии, и одновременно сильный раздражитель для Анкары, Тегерана и Дамаска. Однако изменить ситуацию последние не в силах - разве что поссорить курдов между собой и отвлечь их от борьбы за свои права. Но, судя по словам Талабани и Барзани, курды на провокацию не поддаются.
Впрочем, вторжение турецкой армии на территорию Иракского Курдистана вряд ли избавит Анкару от РПК. Любая наземная операция в курдских горах бесперспективна. Это приведет лишь к большим жертвам и среди мирного населения и среди военных. Руководство Турции это прекрасно понимает и поэтому тянет с вводом войск в Ирак, ограничиваясь действиями вдоль границы.
Военная операция - не панацея для решения курдского вопроса, но и не реагировать на вылазки и теракты РПК Анкара не может. Единственный возможный выход из тупика - комплексное решение курдского вопроса внутри Турции. Возможно тем путем, которым, в конце концов, пошла Россия в Чечне. Это амнистия сложившим оружие боевикам, экономическое развитие региона, а в турецком случае - расширение прав курдов, предоставление им возможности быть полноправными гражданами Турции, оставаясь курдами. Но к этому Анкара не готова, особенно на фоне активных действий РПК. Также как не готовы Тегеран и Дамаск, где существуют такие же проблемы, как и в Турции - просто они пока не проявились столь явно.
Курдский вопрос требует международного вмешательства, его следует внести в повестку Совета Безопасности ООН наравне с палестинской проблемой, урегулированием в Ираке, Ливане и Судане и т.д. Этого и добивается РПК своими действиями, провоцируя Анкару на конфликт с Багдадом, а во многом и с Вашингтоном, который ответственен за ситуацию в Ираке.
Правда оптимизма не добавляет тот факт, что до сих международное сообщество так и не смогло добиться эффективного решения проблем в регионе так называемого Большого Ближнего Востока. Максимум возможного - то, что предстоящие встречи в Стамбуле и Вашингтоне временно остудят накал страстей между Турцией и Ираком. Однако это будет всего лишь временное решение. Впрочем, на Ближнем Востоке по иному пока не получается нигде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции