Рейтинг@Mail.ru
В бронзе и мраморе. Но не в памяти - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В бронзе и мраморе. Но не в памяти

Читать ria.ru в
Дзен
30 октября по всей стране прошел День памяти жертв политических репрессий. Архивные публикации свидетельствуют: ровно год назад в тот же день на Лубянской площади в Москве, перед Соловецким камнем, ставшим памятником жертвам политического террора, народа собралось немного. В этом году мероприятие было более масштабным (по разным подсчетам, пришли от 500 дот 800 человек), и, главное, гораздо более пафосным, с участием политической элиты страны. Чтобы почтить память жертв политических репрессий, президент Владимир Путин приехал в Бутовский мемориальный комплекс. Здесь на территории бывшего стрелкового полигона НКВД в 30-х - 40-х годах прошлого века производились массовые расстрелы.

Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.

30 октября по всей стране прошел День памяти жертв политических репрессий.

Архивные публикации свидетельствуют: ровно год назад в тот же день на Лубянской площади в Москве, перед Соловецким камнем, ставшим памятником жертвам политического террора, народа собралось немного. Молодежь была представлена лишь журналистами. От государственных органов и партий пришли пять представителей  партии «Яблоко» во главе с Григорием Явлинским и два члена партии «Единая Россия» - один из Госдумы и один из Мосгордумы. Уполномоченный по правам человека Владимира Лукина ограничился тогда письменным обращением. Губернатор Московской области Борис Громов прислал обращение  с заместителем министра соцзащиты своего правительства.

В этом году мероприятие было  более  масштабным (по разным подсчетам, пришли от 500 дот 800 человек),  и, главное, гораздо более пафосным, с участием политической элиты страны.

Чтобы почтить память жертв политических репрессий, президент Владимир Путин приехал  в Бутовский мемориальный комплекс. Здесь на территории  бывшего стрелкового полигона НКВД в 30-х - 40-х годах прошлого века производились массовые расстрелы. Только в период с августа 1937 по октябрь 1938 года их жертвами стали 20 тысяч 765 человек.

«Эта память нужна не сама по себе, - говорил президент, -  эта память нужна для того, чтобы мы понимали, для развития страны, для выбора наиболее эффективных путей решения проблем, перед которыми страна стоит сегодня, будет стоять в будущем. Конечно, нужны и политические споры, и баталии, нужна борьба мнений. Но для того, чтобы этот процесс был не разрушительным, для того, чтобы он был созидательным, эти споры, эта политическая борьба не должны проходить вне рамок культурного, образовательного пространства. И храня память о трагедиях прошлого, мы должны опираться на все самое лучшее, что есть у нашего народа. И мы должны объединять свои усилия для развития страны. У нас для этого все есть".

Чтобы сохранить память о жертвах политических репрессий, было создано общество «Мемориал». Оно было среди тех первых демократических движений конца 80-х - начала 90-х, которые формировали общественные настроения и содействовали крушению коммунистического режима.  Хорошо помню это время, когда начали открываться прежде неизвестные трагические страницы нашей истории. Эта правда обжигала, переворачивала сознание. Это был шок, нравственное потрясение.

Постепенно, перемены в общественном сознании, критика ошибок и неудач демократов, азарт политического противостояния отодвинули тему  политических репрессий на периферию нашего сознания. На фоне ухудшающегося экономического положения, на фоне  ослабления международных позиций России ворошить трагические страницы национальной истории не очень-то и хотелось. Не ко времени это было - не отвечало общественным потребностям.   В   ситуации сползания страны в пропасть, актуальней были насущные вопросы экономики, политической жизни.

В то время еще пробовали  раскопать в советской истории каких-то светлых личностей. Вспоминали Бухарина, Тухачевского. Но и те при ближайшем рассмотрении оказались винтиками жестокой и кровожадной карательной машины.

Постепенно в общественном сознании возникала фигура Сталина - главного палача и вдохновителя политического террора. Не как реального политического деятеля, а как символ эффективных методов управления страной. Великий вождь и вдохновитель всех великих побед советского народа умел ведь проблемы решать - вот, например,  с чеченцами в один день разобрался, погрузил весь народ в вагоны и вывез.

Страна испытывала большую тягу к порядку, дисциплине, стабильности. Порядок, дисциплина, стабильность, жесточайшая борьба с криминалом, высокий международный статус - все это ассоциировалось с именем Сталина. Мы знали, куда и зачем идти, повинуясь мановению пальца, движению брови великого вождя. Неудивительно, что и сегодня по опросам половина граждан страны оценивают Сталина положительно. Сталин - это вершина могущества нашей страны.

Масштабные мероприятия по случаю Дня памяти жертв политических репрессий - и такое уважительное отношение к обер-палачу своего народа... Немыслимый раскол в сознании людей, к преодолению которого и призывал президент.

Посреди столицы нашей страны стоит Мавзолей, памятники вождю мирового пролетариата Ленину не только в Москве, но и по всей стране. А если дети спросят: что там за дядя стоит (лежит)?

Я и сам не знаю, что ответить. Да, часть нашей истории. Да, кровавый тиран. Да...

История - это народ, но и, конечно, личности. История не может быть безымянной. Но как написать эту историю, когда одни и те же  были и творцами наших великих побед,  и кровавыми палачами.

В день памяти на Лубянской площади стояли люди из общества «Мемориал». Странно они смотрелись - на фоне современной, устремленной в будущее Москвы, одной из самых дорогих столиц мира. Старики,  в потрепанной одежде, что-то пытающиеся доказать и продемонстрировать верность своим идеалам и принципам. Они - напоминание о трагической истории нашего государства, где политические репрессии начались сразу после Октябрьской революции и закончились только в начале 80-х.

Но у нас начисто разрушена историческая память. Мы столько раз переписывали свою историю, что надломились - она нас просто перестала интересовать. Жертв политических репрессий своевременно - когда начала открываться эта правда -  не вписали в новую правдивую историю России. И - опоздали.

Сегодня их обжигающей правде почти два десятка лет. И что с ней сегодня делать? Безусловно,  отлить в бронзе и высечь в граните. И, конечно,  поднять людям льготы и увеличить социальные пособия.

Но нравственный переворот в сознании их правда уже не совершит.

А из вчерашних мероприятий особое внимание я бы обратил на появление «Наших». Эти провозвестники и пионеры актуальных политических трендов зажгли поминальные свечи и устроили около Соловецкого камня молебен. Выступили защитниками еврейских отказников, диссидентов и узников совести, людей, пострадавших за свои убеждения.

Видимо, что-то намечается серьезное.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала