Лариса Саенко, обозреватель РИА Новости в Нью-Йорке
Среди кандидатов на пост президента США - одного из самых влиятельных мировых лидеров - в этот раз собралась, как нарочно, компания самая что ни есть разнообразная: один мормон, одна женщина, один человек с темным цветом кожи, один профессиональный комик.
И есть среди них один чудак - Майк Грэвел (Mike Gravel) - единственный, кто полагает, что Америке не нужны ни ракеты, ни системы ПРО в Европе, что США должны извиниться перед Ираном за «нелюбезность» и глубоко раскаяться перед народом Ирака за вторжение и что каждый американец должен получить право непосредственно, без вовлечения парламента, инициировать и одобрять законы.
В теледебатах этот кандидат заявил, что "американцы становятся жирнее и глупее", а в беседе с корреспондентом РИА Новости без обиняков сказал, что демократии в США нет и вообще она осталась только в Швейцарии.
"Если я стану президентом, то мы не будем устанавливать ПРО ни в Чехии, ни в Польше. Путин прав - это нарушение прежних договоренностей США с Горбачевым", - рассуждает 77-летний "дедушка Майк", как он сам себя назвал на одном из предвыборных плакатов.
"Америке не нужны ракеты вообще. И только если сами ядерные державы откажутся от ядерного арсенала, мы сможем остановить ядерную гонку. И поэтому давление на Иран ради того, чтобы запретить ему иметь то, что имеем сами, несправедливо и бессмысленно", - говорит Грэвел.
Его можно априори считать "лузером" избирательной гонки - такие непатриотичные настроения на фоне антиисламской истерической кампании американцы не простят. Политики, газеты и телевидение каждый день говорят, что Иран - олицетворение "оси зла", "враг номер 1", и что США и Иран "все ближе к войне".
Однако меньше всего Грэвела можно подозревать в наивности. На самом деле он опытный политик: был спикером парламента Аляски, затем 12 лет - сенатором от этого штата в Конгрессе США. Это тот самый "одиночка", который во времена Ричарда Никсона предал огласке секретные материалы Пентагона о войне во Вьетнаме, которые очень скоро были названы судом "запрещенными к публикации". Именно он в одиночку выиграл пятимесячную политическую схватку с Белым домом, не пропустив в 1971 году законопроект, наделяющий большими полномочиями силовые ведомства. И именно он вдохновил население Аляски на победоносный протест против ядерных испытаний на острове Амчитка (Amchitka).
Праймериз показывают, что проголосовать за Грэвела готовы 1-2% избирателей. Его касса из добровольных пожертвований оставляет всего около 300 тысяч долларов на фоне десятков миллионов у лидеров гонки. Но это деньги из скромного бюджета "несогласных" простых американцев, разочарованных и в демократах, и в республиканцах.
"Я оппонент военно-промышленного комплекса, и я не поддерживаю Уолл Стрит - так кто же, скажите, даст деньги на мою кампанию? Я не нужен ни одной из четырех медиа-империй, которые уже сделали свои ставки. Но я хочу и буду говорить со своим народом, с теми, кто пресытился такой "демократией кошельков", - говорит Грэвел.
Кофе, которым я его угощаю, он с улыбкой называет "инвестицией русских" в свой фонд. В нынешней кампании Грэвел из экономии зарегистрировался и кандидатом, и казначеем в одном лице, создав прецедент в истории выборов США. За неимением дорогостоящего избирательного штаба собственноручно пишет письма своим избирателям.
"Он кажется чудаком, он был таким всегда на Капитолии. Но это одиночка, идеи которого подхватывают. Из его протестов на Аляске родилось мировое движение «зеленых». Может быть, и сейчас что-нибудь родится", - улыбается политический журналист газеты Boston Globe Джо Лауриа.
ПАЦИФИСТ НА ВОЙНЕ
"Дедушка Грэвел" всю свою карьеру выходил на политическую арену США в переломные моменты.
На первый взгляд кажется, что на территории США «война» идет только в конгрессе, и, может быть, еще и на первых полосах влиятельных изданий. Демократы, в свое время поддержавшие решение Джорджа Буша о вводе войск в Ирак, теперь понемногу отступают по мере того, как меняются умонастроения американцев, обещая поэтапный вывод войск. По данным различных опросов, сейчас не более трети избирателей США полагают верным то решение ввязаться в войну, которой не видно конца.
В сентябре тысячи американцев собрались на акцию протеста в Вашингтоне, требуя прекратить войну в Ираке и отказаться от силовых решений во внешней политике. "Тихие" протесты одиночек также охватили США.
Уильям Виллано, владелец небольшого бизнеса в местечке Sauthampton в штате Нью-Йорк, на лужайке перед своим магазином соорудил необычный мемориал американским жертвам войны в Ираке. В память о погибших он водружает деревянные кресты, стройные шеренги которых растянулись на ухоженном газоне. Сначала каждый крест означал одного погибшего солдата США, но по мере роста потерь американской армии, Виллано перешел на "братские могилы", устанавливая один крест на пятерых, к тому же меньшего размера - его кусочек земли не слишком велик, а счет жертв военной операции с марта 2003 года приближается к четырем тысячам человек.
"Когда я только начал создавать свой мемориал, лишь 20% местных жителей поддерживали меня, при подавляющем большинстве в 80% против. Но сейчас, мне кажется, эта пропорция перевернулась точно наоборот", - говорит Виллано.
На самом деле, как всегда, у его инициативы есть сторонники, но есть и противники - те, кто не сомневается, что самая сильная в мире американская армия наведет порядок не только в Ираке и Афганистане, но и в Иране и Сирии, и таких в США гораздо больше.
Президент США Джордж Буш недавно запросил у Конгресса США дополнительно 45,9 миллиардов долларов на текущий финансовый год для операций в Ираке и Афганистане, что увеличит общий объем средств на эти цели до 189,3 миллиардов долларов. По экспертным оценкам, расходы Пентагона на ведение войны в Ираке составляют около двух миллиардов долларов в неделю, а общий бюджет операции с ее начала приближается к 650 миллиардам долларов.
Грэвел же полагает, что «инвестиции в Ирак хотя бы в размере 30 миллиардов долларов в год смогут изменить эту страну сильнее, чем пушки".
Многие политические эксперты говорят, что в США, конечно, еще не время для Грэвела-президента, но самое время для Грэвела-политика, ставящего неудобные "детские" вопросы. А многочисленные ветеранские союзы и антивоенные организации США уже протягивают ниточки к чудаковатому кандидату-пацифисту.
"Мы будем голосовать за Грэвела. Мы за то, чтобы война была закончена завтра и безо всяких условий", - говорит пришедший на встречу с Грэвелом в штаб-квартиру ООН Джон Джокинс.
Его землистого цвета лицо после ранения в Багдаде перетянуто трубочками, выходящими из ноздрей и опоясывающими шею, прячась под черной майкой с надписью "Ветераны Ирака - против войны!".
"Почему мы требуем остановить войну прямо завтра? - переспрашивает Джон и трубочки на его лице начинают нервно подергиваться. - А вас когда-нибудь убивали?"