Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение, ограничивающее использование фонограммных записей на концертах. Согласно распоряжению, департамент культуры столицы при организации культурно-массовых мероприятий, проводимых за счет московского бюджета, "должен привлекать исполнителей, работающих без использования вокального фонограммного звучания". Кроме того, комитет рекламы, информации и оформления Москвы при подготовке материалов на рассмотрение Межведомственной комиссии правительства города по размещению социально значимой рекламы и информации будет включать только заявки, в которых гарантировано звучание голоса солиста без использования фонограммной записи. Как воспримут такой законопроект известные артисты? Уменьшится ли из-за этого количество певцов на официальных концертах? Своей точкой зрения с РИА Новости поделились эксперты.
Артисты просто перестанут петь. Что такое официальные концерты? Это сцена, которая делается из металлических конструкций, которые используются для установки строительных лесов. И там стоит один усилитель с микрофоном, и все. Чтобы артисту вживую спеть, ему нужно привезти музыкантов, инструменты, настроить их. Более того, когда следующий артист выйдет на сцену, ему нужна техника для своих музыкантов. Это значит, что в день концерта, он должен будет отстраиваться там весь день, то есть артисты будут заняты весь день, и вечером еще к тому же должно быть огромное количество обслуги, которая будет менять оборудование на сцене. То есть проведение живого концерта это вообще-то большая задача, которая стоит совсем не те деньги, которые Правительство Москвы платит за участие в своих официальных концертах. Люди просто перестанут петь. Денег в стране предостаточно для того, чтобы зарабатывать на менее официальных концертах.
Я отношусь к подобному запрету положительно, я считаю, что это очень хорошо, потому что пение под фонограмму - это неправильно. Мы сами использовали фонограмму только тогда, когда нас приглашали петь куда-нибудь на телевидение. Потому что телевидение не предоставляет аппаратурных возможностей для того, чтобы выступать вживую. Мы использовали минусовую фонограмму, то есть пели всегда вживую. Я думаю, что закон говорит о запрете использования вокальной фонограммы, но возможно использование минусовой фонограммы, под которую артист вживую поёт. То есть все, что делает артист на сцене - он должен делать вживую. Может быть, я скажу странную вещь (это не в защиту артистов, которые используют фонограмму), но не только артисты виноваты в том, что используется фонограмма. Для того, чтобы играть вживую требуется намного больше технического обеспечения, нежели для пения под фонограмму. Зачастую площадки, на которых выступают артисты, просто не оборудованы достаточным техническим обеспечением. Я надеюсь, что этот закон просто вынудит артистов добросовестно выполнять свою работу и устроителей концертов озабочиваться тем, чтобы на площадках было достойное техническое обеспечение, потому что это является очень важным.. Мы много ездим и очень сложно выступать, когда не хватает технических возможностей. Дай бог, чтобы этот закон поставил на место и недобросовестных артистов и недобросовестных устроителей концертов.
Во-первых, я думаю, в Москве найдется очень мало специалистов, которые реально в состоянии на слух определить, делается ли исполнение вживую целиком или под фонограмму. Тем более что насколько я понимаю, в последней версии законопроекта речь идет только о вокальной фонограмме, то есть в принципе московские власти считают, что инструментальная фонограмма может идти в записи. Соответственно следующий шаг - бэк-вокалы по идее тоже могут быть записаны на фонограмму и это как раз тот момент, где артист должен продемонстрировать мощь своего голоса, но он настолько мизерный, что определить, где конкретно включаются голосовые связки, сложно. Это первое. Второе: думаю, что многие артисты просто будут отказываться от такой работы, когда приглашают выступить на Дне города или на массовых мероприятиях, потому что город не в состоянии на каждую площадку поставить полноценную аппаратуру, в том числе сценический бэк-лайн, мониторы, мониторный пульт, то есть полностью обеспечить профессиональной аппаратурой концерты, которых много в городе, да плюс еще каждому предоставить возможность check-a (проверки). Для этого на таких массовых мероприятиях (в городе все-таки много площадок организуется), должен сидеть профессиональный звукорежиссер, и если артист профессионал, он должен потратить в день час на sound-check (проверка звука), даже если он исполняет 3 песни. И если учесть что это массовые сборные концерты, где участвует несколько десятков артистов, то артистам легче отказаться, тем более что часто такие выступления оплачиваются очень скромно, или не оплачиваются. А предполагается, что это дар городу. Поэтому артисту легче отказаться и не петь, чем сталкиваться с недоработками по части звука. Я просто не очень слежу за тем, как проходит рассмотрение этого законопроекта, но я думаю, что есть горячие головы, но есть головы и потрезвее, которые все-таки объяснят, что технически это невозможно. Это не значит, что я поддерживаю выступления под фонограмму, просто мне приходилось сталкиваться с организацией больших концертов и фестивалей "живых", когда люди днюют и ночуют на sound-check- ах (проверках звука). И представить, что такое возможно сделать - сложно. То есть это возможно, но хватит ли на это сил у руководства, которое этим занимается? Если хватит, мы будем все счастливы.