Сергей Минасян, политолог, специально для РИА Новости.
У Армении еще долгое время не будет каких-либо альтернатив сотрудничеству с Россией в военной сфере. Причем это взаимодействие идет по широкому фронту, включая военно-техническую составляющую, разработку оперативных планов, возможность совместного применения войск в кризисных ситуациях.
Безусловно, слово "диверсификация" в контексте обеспечения безопасности Армении применяется. Однако взаимодействие с НАТО и США в военной сфере в основном касается таких аспектов, в которых Запад действительно может чем-то помочь. Например, это военно-гражданские отношения и создание миротворческого потенциала вооруженных сил Армении для участия в операциях по поддержанию мира за пределами СНГ, в различных точках мира. Это те сферы, в которых по абсолютно понятным причинам США и НАТО имеют значительный опыт и могут оказать содействие.
Тем не менее, надо определенно сказать, что существуют области, в которых еще долгий период времени при любом развитии политических событий, в том числе касающихся взаимоотношений между Арменией и России, российский вектор военного сотрудничества будет для Армении превалирующим.
Речь, прежде всего, идет о технических связях, так как в обозримом будущем даже при гипотетическом изменении формата армяно-российских взаимоотношений невозможно перевооружение Армении и переход на западные системы вооружений.
За годы, прошедшие после распада СССР, между Арменией и Россией созданы устойчивые правовые основы, которые касаются как самого двустороннего военно-технического и военно-политического сотрудничества, так и непосредственного функционирования 102-й российской базы. Кроме того, армяно-российское взаимодействие осуществляется, с одной стороны, в формате ОДКБ, а с другой - объединенной системы ПВО СНГ. Стоит заметить, что в прошлом году была поставлена на дежурство совместная армяно-российская группировка ПВО в Армении, которая оснащена современными видами зенитно-ракетных систем.
Что касается перспектив взаимодействия Армении с Россией в военной сфере, то предполагается развитие по нескольким направлениям.
Во-первых, оно будет включать задачи, связанные с переоснащением 102-й российской военной базы, дислоцированной на территории Армении. Этот вопрос будет обсужден в ходе визита в Армению министра обороны России Анатолия Сердюкова, который сейчас как раз находится в Гюмри. Насколько мне известно, российское военное руководство намеревается провести модернизацию вооружений 102-й базы, так как значительная часть ее вооружений устарела морально и физически. Одновременно осложнились возможности снабжения российской группировки на территории Армении, и с оперативной точки зрения она, естественно, осталась как бы отрезанной от европейской части России.
В определенный период велись разговоры даже о возможности открытия второй российской базы на территории Армении, и это увязывалось, в том числе с процессами, связанными с выводом российских баз из Грузии. Но сейчас, насколько я понимаю, говорится просто о доукомплектации 102-й базы.
Еще одной сферой военно-политического сотрудничества является создание совместной армяно-российской объединенной группировки сил, куда должны войти части 102-й российской базы и 5-го армейского корпуса Вооруженных сил Армении. Возможно, будет принято решение по оказанию помощи со стороны российского военно-промышленного комплекса в некотором техническом переоснащении объединенной армяно-российской военной группировки. Следует также добавить, что продажа Армении российского оружия по льготным ценам сказывается на укреплении обороноспособности страны. Кроме того, формирование льготного режима облегчает техническое перевооружение Вооруженных сил Армении.
И, наконец, еще один формат сотрудничества, который также, скорее всего, будет обсужден в ходе визита Сердюкова, предусматривает возможность создания миротворческого контингента в рамках ОДКБ.
Абсолютно ясно, после вывода российских войск из Грузии роль Армении как военного союзника России в значительной степени возросла. В частности, речь идет о мониторинге воздушного пространства южных границ ОДКБ. Армения осталась единственной территорией, на которой размещены дальние системы российские противовоздушной обороны, осуществляющие мониторинг южного фронта ОДКБ. В свою очередь участие Армении в этой организации является для нас значительной гарантией в вопросах обеспечения военной безопасности страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции