Рейтинг@Mail.ru
Бриллиантовый век упущенных возможностей - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бриллиантовый век упущенных возможностей

Читать ria.ru в
Дзен
Когда эта эпоха и сменится другой, и нынешние события достанутся истории, как будут относиться к этим годам, - как к новому «золотому веку» или как к очередному «времени упущенных возможностей»? Вопрос отнюдь не праздный и не бессмысленный, как может показаться на первый взгляд. Естественно, поддерживающие всякие «планы» и «победы», пассионарно возмутятся: о каких упущенных возможностях можно говорить? Страна вылезла из жуткого многолетнего кризиса. И это правда, причем она вылезает даже в таких вещах, о которых большинство политических псевдо-ораторов даже не задумывается...

Когда эта эпоха и сменится другой, и нынешние события достанутся истории, как будут относиться к этим годам - как к новому «золотому веку» или как к очередному «времени упущенных возможностей»?

Вопрос отнюдь не праздный и не бессмысленный, как может показаться на первый взгляд. Естественно, поддерживающие всякие «планы» и «победы», пассионарно возмутятся: о каких упущенных возможностях можно говорить? Страна вылезла из жуткого многолетнего кризиса. И это правда, причем она вылезает даже в таких вещах, о которых большинство политических псевдо-ораторов даже не задумывается. Например, востребуются специалисты, которые десять лет не были никому нужны, начинают работать и платить зарплаты предприятия, которые десять лет лежали. Пошли деньги даже на науку, не говоря уже о врачах и учителях, которые, например, в Москве получают ныне далеко не нищенские зарплаты, хотя по-прежнему воспринимаются как самое проигравшее сословие. А между тем - тысяча с лишним долларов, а с надбавками и все две в государственных школах. Совсем немало.

Даже в очень далеких от центров концентрации денег городках что-то ремонтируется, кое-как заглаживаются советские пейзажи, предназначенные для чего угодно, только не для человеческого комфорта. На их место приходят более пригодные для жилья (питания, работы) стены, стулья, цвета, материалы.

Если верить телевизорам, то окружающий мир рушится: там потопы, демонстрации, пожары, правительственные кризисы, благополучные страны на грани распада. И посреди этого ада - незыблемая скала, стабильная, растущая, прогнозируемая, состоявшаяся в своей любви. К одному человеку.

Нынешний век останется в памяти людской именно «золотым» - им дали возможность спокойно заниматься своей жизнью, не требуя взамен даже разнородных партсобраний, перевыполнения планов и тому подобной галиматьи, превращающей частную жизнь в ничью с сомнительными целями и искаженным смыслом. Больше того, десятилетие 1970-х - даже с его планами, съездами, решениями профкомов, многочасовыми очередями за колбасой и сапогами, отсутствием мяса и заветным словом «достал» - по прошествии всего-то десяти лет превратилось в головах у людей в эпоху стабильности и процветания, а слово «достал» обрело совсем иное значение... По такой логике можно предположить, что нынешние годы будут даже не золотыми, а бриллиантовыми. Спокойствие и заработок. И все это без разрешений партбюро и профсоюзных путевок отличившимся.

И все-таки за спокойными 1970-ми начались бурные 1980-е. И не только в политике, но и в экономике. Именно спокойный и стабильный «золотой век» забетонировал ненормальные структурные перекосы в экономике («зато мы делаем ракеты»), окончательно укрепил отставание даже в таких, казалось бы, невинно-нематериальных сегментах как киноиндустрия, зафиксировал технологическое отставание от развитых стран не на одно десятилетие. Наконец, он полностью лишил ответственности и тонуса элиту, которую стало трогать лишь собственное карьерное продвижение и - как его следствие или непременная составная часть - доступ к очередному спецраспределителю. Икра, книги, госдачи, загранкомандировки. Взамен - восхваление руководящей и направляющей роли, подчинение генеральной линии, речи о коммунистическом счастье и близкой кончине загнивающего капиталистического Запада.

...Представители общественных наук говорят: важно, не каким человек (страна, экономика, нация) входит в кризис. Важно, с чем из него выходят. Также и с благоденствием. Как распоряжается страна годами дохода и роста, что развивает, какой становится. Экономически, политически, ментально. И именно взгляд с этой точки зрения заставляет пессимистов (а может, информированных оптимистов) тихонько вздыхать об упущенных возможностях.

Лозунгами «Запад нам не указ» и «наша демократия самая суверенная демократия в мире» сыт не будешь. Мировое лидерство ими не обеспечишь, построить экономику XXI века они тоже мало помогают. Если не мешают. Потому что когда деньги прут, а со всех сторон тебе говорят, как все замечательно, а будет еще лучше, и делать при этом ничего не надо, потому что из бюджета сейчас выделят на то и на это, а потом еще на то, наступает иллюзия благости и защищенности. Зачем чего-то делать, если и так все хорошо?

Догма о единственном острове стабильности, помноженная на деньги в обороте и патернализм в риторике, порождает уверенность в собственной непревзойденности, которой рано или поздно придется выдержать проверку. Проверка и покажет, какие качества мы обрели за время благосостояния. Чему научились, на что были направлены деньги, насколько эффективно израсходованы. Примечательно, что даже сам олицетворитель «золотого века» недавно довольно грустно заметил: как только в стране появляются деньги, тут же взлетает объем импорта; значит, не такая уж у нас еще конкурентоспособная продукция...

Страна же пока счастлива в своем неведении, истинном или мнимом. Но с течением времени она начнет сталкиваться с все большими и большими проверками на прочность той конструкции, которую выстроила в минувшие годы. Например, когда стоимость прихода на рынок новых компаний перевесит их возможную прибыль. Или когда потребительские цены окончательно выйдут за пределы мировых, а они уверенно идут по этому пути. Или когда случится какой-нибудь рукотворный кризис, только уже не винный и даже не молочный, а хлебный, овощной, банковский вместе взятые, а расслабленная власть не сможет быстро их ликвидировать. Или когда вдруг обнаружится, что многократные выплаты и доплаты не столько повышают доходы, сколько провоцируют дальнейшую инфляцию. Экономисты, к примеру, уже начинают осторожно говорить, что объявленные многомиллиардные компенсации могут аукнуться в будущем году (конечно, не под выборы, а позже, скажем, к следующей осени). Президент говорил о том, что вновь растет разрыв между доходами самых богатых и самых бедных. И ничто не указывает на то, что разрыв начнет уменьшаться. Скорее, наоборот, в один прекрасный момент может обнаружиться, что правящее сословие и приближенные к нему еще больше богатеют, а остальные - даже те, кого можно было отнести к среднему классу - беднеют. Точнее, номенклатура доступных им благ скукоживается и даже то, что было доступно прежде, становится недоступно ныне. Например, маленькая дачка, образование ребенка или лечение престарелой матери.

Плюс к этому нужно добавить печальный факт о профессионализме. Когда профпригодность замещается лояльностью, землячеством или просто послушанием, в какой-то момент становится бессмысленным к чему-то стремиться, улучшать качество, думать об эффективности, образованности, новых навыках и т.д. Причем происходит это почти по всем сферам - от качества государственных услуг до качества образования, от качества строительства до качества теленовостей и прочих шоу. Не возникает необходимости осваивать новые знания, пытаться понять, «как у других», чтобы сделать так же или еще лучше у себя. А зачем, если мы и так «круче всех»? Не возникает надобности улучшать качество жизни, например, думать о том, сколько времени люди проводят в пробках, в очередях на прием к врачу, в очередях на регистрацию машин в ГАИ. Сколько бумажек собирают, чтобы подтвердить инвалидность, сколько ждут судебного решения, сколько платят за авиабилет, почему все это происходит и как это нивелировать. Нет рефлексии и по поводу того, что все кивают на президента, вместо того, чтобы и самим чем-нибудь ответственным и полезным позаниматься.

А зачем «париться», если и так сойдет? Тем более что даже на федеральном уровне главная партия бесконечно призывает к лояльности, дисциплине, верному следованию и обещает бесконечное счастье именно как результат верности и послушания.

Соответственно, атрофируются инициатива, конкурентность, мысль, ответственность. Теряется понимание, где реальность, а где тщательно сконструированный миф.  И не мелькает мысль: а чем же мы так круче и лучше других, в чем это так замечательно проявилось, что заставило весь мир восхищаться и подражать.

...Представители общественных наук оперируют термином «самореализующееся пророчество». Это когда чего-то нет, но все этого «чего-то» так ждут, что оно приходит и происходит. Однако стоит добавить, что обычно исследователи говорят о негативных событиях. При этом они вовсе не утверждают, что если долго повторять про стабильность и растущее благосостояние трудящихся, все эти черты проступят сами. В противном случае вслед за 1970-ми не наступили бы 1980-е и 1990-е.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала