Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
Белоруссия, 21 год назад пострадавшая от техногенной аварии на Чернобыльской АЭС, заявила о желании иметь собственную атомную станцию. «Без АЭС наша страна не проживет, и мы ее построим. Подготовительные работы для начала проекта должны быть завершены в 2008 году», - заявил президент страны Александр Лукашенко. И это была не декларация о намерении, а зрелое политическое решение, закрепленное в двух документах - в президентской Директиве №3 и Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, где прописано: «Построить АЭС мощностью 2 тыс. МВт к 2020 году».
«Атомный» шаг Минска не имеет ничего общего с политическими амбициями, как может показаться. Он вызван жизненной необходимостью иметь надежный энергетический источник в условиях дефицита углеродных ресурсов, а также общемирового истощения газонефтяных месторождений. Страна находится под прессингом ползущих вверх цен на экспортируемые энергоносители. И вот это положение, как видно, решено преодолеть. Официального решения властей о запуске проекта сооружения АЭС можно ждать уже в ближайшее время.
Но насколько готова Белоруссия, у которой нет атомного опыта, к реализации задуманной программы? «На мой взгляд, Белоруссия вполне подготовлена к развитию национальной атомной энергетики, - считает первый вице-президент компании «Атомстройэкспорт», реализующей проекты строительства АЭС за рубежом, Александр Глухов. - Это - одна из 8 стран, попавшая в перечень Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), дающего оценку готовности стран, потенциальных членов «ядерного клуба», к такому процессу». По словам Александра Глухова, эта оценка формируется на основе анализа таких факторов, как состояние энергетики в целом, уровень развития инфраструктуры, сетевого хозяйства, степень подготовки технического персонала и научных кадров. Важна также принципиальная поддержка атомной энергетики со стороны общества.
Базой для решения президента Лукашенко послужила серьезная аналитическая работа, которую провели Национальная академия наук Республики Беларусь и Министерство энергетики. Просчитав многие варианты, «лично» убедившись, что серьезной альтернативы атомной энергетике не существует, они назвали самым эффективным вариантом решения энергетической проблемы строительство АЭС. Народу обещано, что это будет «самая безопасная атомная станция». Вопрос «кто ее построит», как обещал белорусский президент, «будет решаться не в кулуарах, а путем открытого международного конкурса. Предпочтение будет отдано качеству и дешевизне проекта».
Между тем, свое личное предпочтение Александр Лукашенко не скрывает, оно проявляется в многочисленных комплиментах Японии. «Мы рассматриваем Японию как государство, которое может построить самый безопасный реактор в мире. Мы очень бы хотели сотрудничать с Японией, если она предложит лучший проект по всем критериям», - сказал белорусский президент в интервью агентству «Киодо Цусин». Ранее белорусский президент говорил о возможном сотрудничестве с французскими компаниями.
Разумеется, право суверенной страны - действовать по своему усмотрению, опираясь на собственные мотивы и аргументы. Однако в данной ситуации важно оценить все риски атомного проекта. Скажем, насколько готов белорусский персонал работать с переводной проектной и эксплуатационной документацией? Или - во что обойдется перевод этой документации (например, с японского), а также последующее обучение эксплуатационного персонала? И это - только те вопросы, которые лежат на поверхности.
Будет ли бороться за этот проект Россия? Конечно, будет. «Мы должны участвовать в иностранных тендерах, и в белорусском - в том числе», - заявил глава Федерального Агентства по атомной энергии Сергей Кириенко. Очевидные преимущества партнерства с Россией подчеркнул Александр Глухов: «Если иметь в виду профессиональную сторону вопроса, то надо отметить, что у нас с Белоруссией практически единая нормативная база. Однотипны и технологии работы строительных, монтажных объединений, существующих в двух странах. Российские компании уже сегодня вовлекают белорусских специалистов в атомные проекты, научные программы. Отсутствие языкового барьера, несомненно, позволило бы быстрее пройти путь сооружения будущей АЭС», - считает Александр Глухов. Если же говорить о качестве российских реакторов, то они признаны одними из лучших в мире, как по техническим характеристикам, так и по параметрам безопасности.
Какой проект может представить Россия на белорусский конкурс? Двухблочную АЭС с реакторными установками ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор). Именно этот проект только что успешно реализован в Китае, на Тяньваньской АЭС. «По требованию белорусского заказчика он может быть дополнительно модернизирован с точки зрения конструкторских и компоновочных решений. Возможно также увеличение срока службы незаменяемого оборудования при сохранении, или улучшении, всех параметров безопасности», - подчеркнул Александр Глухов.
Площадка для будущей АЭС пока еще не определена, рассматриваются шесть вариантов локализации проекта, предложенных местными специалистами. Наиболее перспективным называются те, что расположены на севере и юго-востоке Могилевской области.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции