МОСКВА, 29 окт - РИА Новости. Текст соглашения между Россией и Китаем о сотрудничестве в области использования и охраны трансграничных вод согласован и направлен на экспертизу в заинтересованные ведомства России и КНР, говорится в сообщении министерства природных ресурсов РФ.
Ранее стороны договорились подписать документ до конца 2007 года.
Как отметил министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, слова которого приводятся в сообщении, документ регулирует ключевые вопросы в сфере охраны и использования трансграничных вод России и КНР.
"Подписание документа завершает длительные переговоры двух стран и открывает новый этап в развитии двухсторонних отношений в сфере экологии", - сказал министр.
Российская сторона инициировала разработку проекта соглашения еще в 1997 году. Подготовленный проект документа неоднократно направлялся для рассмотрения китайской стороне, однако в течение 10 лет он так и не был согласован.
Во время визита в Китай президента России Владимира Путина 12-14 октября 2004 года был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и Китайской Народной Республикой на 2005-2008 годы. Достигнутые договоренности, в том числе, предусматривали подготовку соглашения о сотрудничестве в области использования и охраны трансграничных вод.
По словам министра, в 2005 году МПР России удалось активизировать переговоры. В результате были подписаны протокол о создании подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и меморандум о взаимопонимании между министерством природных ресурсов РФ и Государственной администрацией по охране окружающей среды КНР по вопросам сотрудничества в области совместного мониторинга трансграничных водных объектов.
В течение 2007 года по инициативе МПР России проведено несколько раундов российско-китайских консультаций экспертов, в результате которых согласован весь текст соглашения.
Содержание документа охватывает ключевые вопросы охраны окружающей среды и использования трансграничных вод, а также определяет принципиальные подходы к выработке механизма их реализации.
Заключение соглашения позволит координировать усилия двух стран, направленные на стабилизацию и последовательное улучшение экологического состояния трансграничных водных объектов. Подписание документа позволит также минимизировать риски, связанные с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие трансграничного загрязнения.
Важно, что в текст соглашения удалось включить положения о необходимости определения источников загрязнения, оценки и анализа значительного трансграничного воздействия, возникшего вследствие чрезвычайной ситуации.
Отдельная статья соглашения определяет порядок действий в случае чрезвычайных ситуаций. Предусматривается, в частности, незамедлительное уведомление о чрезвычайных ситуациях и обмене соответствующей информацией, а также принятие необходимых мер по ликвидации, либо смягчению ее негативных последствий.
В настоящее время проект соглашения направлен на согласование в МИД России, Минэкономразвития, МЧС, Минсельхоз, Минрегион, Минфин, ФСБ, Росгидромет, Ростехнадзор. Проект соглашения был также направлен губернаторам Хабаровского и Пермского краев, Еврейской автономной области, Амурской и Читинской областей. Им предписано рассмотреть и направить в адрес МПР России предложения по проекту в двухнедельный срок.
Протяженность границы между Россией и КНР по реке Амур и ее притокам составляет 3544 километров. По экспертным оценкам ДальНИИВиХ (Владивосток), доля КНР в общем сбросе сточных вод составляет: в реке Аргунь - 87,5%, в реке Амур на участке от устья реки Аргунь до устья реки Сунгари - 75%, на участке устье реки Сунгари - выше устья реки Уссури - 98,5%, в реке Уссури - 97,6%.
Сброс загрязняющих веществ, несоблюдение режима водоохранных зон в районах с интенсивной антропогенной деятельностью обуславливает деградацию трансграничных экосистем водных объектов в бассейне Амура. Учитывая, что его значительная часть - 820 тысяч квадратных километров находится в пределах КНР, восстановление деградирующих водных экосистем является совместной задачей России и Китая.
Кроме того, на отдельных участках, как самого Амура, так и его притоков, размыв берегов и заиливание русел в районе населенных пунктов принимает размеры стихийного бедствия. Это требует разработки совместных мер по снижению негативных последствий руслового процесса.