Муратбек Иманалиев, президент Института общественной политики (Киргизия), член Экспертного совета РИА Новости.
Весеннее выступление Объединенного фронта, саммит ШОС, референдум, выборы в парламент - все это происходит в нынешнем году в одной стране. Как эти события повлияли на общественную жизнь Киргизии?
Итогом весенних выступлений Объединенного фронта стало политическое и моральное фиаско киргизской оппозиции. Расклад сил в республике таков, что и действующая власть, и ее оппоненты не выдвигают, по большому счету, идей, сформулированных на базе конкретных общественных интересов. Только лозунги, короткие лозунги. После того, как оппозиция во главе с Феликсом Куловым, собственного говоря, разгромила сама себя, не осталось даже лозунгов.
В преддверии саммита ШОС власть фактически уговорила оппозицию и население «не шуметь», «не устраивать митингов и пикетов», проявить патриотизм и дать возможность стране (читай: власти) «сохранить лицо» перед мировой общественностью. Затея удалась. Саммит прошел спокойно.
Более того, комплименты, звучавшие от руководителей делегаций на фоне отстроенных китайскими инженерами и рабочими новой государственной резиденции и Конгресс-холла, возымели нужное действие на умонастроения киргизстанцев: значит, может, умеет; крепко жмут руку - значит, уважают. По существу, саммит ШОС сделал еще один, возможно, не прямолинейный, удар по оппозиции, которая растеряла весь политический ресурс и неимоверно сузила свою социальную базу, окончательно утратив доверие людей. В то время как статистические службы и Нацбанк услужливо шептали: «Экономика пошла в гору, почти 10 % роста, инвестиций прибавляется - все увеличивающаяся киргизская трудовая миграция в России и Казахстане мешками шлет оттуда доллары, да и казахские олигархи ринулись к нам с еще большими мешками тех же долларов...»
В состоянии эйфории киргизский «Белый дом» проигнорировал первый сигнал: летнее, правда, еще незначительное повышение цен на продукты питания. Руководство с двумя-тремя группами зарубежных политтехнологов и пиарщиков увлеченно работало над новым политическим проектом.
Его схема была весьма проста. Учитывая психологическую подавленность оппозиции, «социальную тишину», связанную с усталостью населения, исходом людей, ищущих лучшей доли в других странах, и прочими «полезными для виктории» факторами, организовать референдум по конституции, распустить парламент, создать свою партию, провести новые парламентские выборы и выиграть их.
Наполеоновский план был свершен. Президент предъявил оставшимся в Киргизии гражданам проект конституции, который по признанию практически всех политиков, экспертов, включая пропрезидентских, изобиловал большим количеством юридических и иных противоречий и нестыковок. При этом госчиновники, ничтоже сумняшеся, заявили: «Да, конституция проблемная, но ничего страшного, через полгода можно внести необходимые изменения». Народ промолчал, оппозиция как-то робко покритиковала, заграница проигнорировала. А президент Бакиев с трибуны одного из общественных форумов, в соответствии с намеченным курсом, заявил о создании своей партии. Тем самым недвусмысленно объявил об участи власти в предстоящих парламентских выборах.
Партию назвали «Ак жол, Кыргызстан», и тут же справа и слева посыпались художественные переводы названия президентской политической организации от «светлого пути» до «скатертью дорога». Мгновенно выстроилась очередь из желающих не только попасть в законодательный орган, но и просто продемонстрировать лояльность. Некоторые, выскользнув из ставшей неудобной своей партийной постели, попытались юркнуть под одеяло «Ак жола». Тусклый взгляд, опущенные уголки рта, но надо. Это кредо доморощенных политиков.
И что же оппозиция? Раздался новый старый клич: надо объединяться! Собрались лидеры нескольких политических сил и - разошлись. Никто ни под кого не хочет ложиться, никто не намерен значиться вторым или третьим номером в списке.
Еще до референдума было известно, что цифры по итогам будут примерно от 75 % до 80%. Причем это не было умозаключением экспертов и политпредсказателей, а информация, которая исходила «сверху». Оттуда же стало известно, что парламентские выборы состоятся примерно 16 декабря.
Так оно и случилось.
21 октября состоялся референдум. Участвовало 76 % избирателей, от списочного состава «за» проголосовало 75%.
22 октября появился Указ президента о роспуске парламента. Хотя ко дню его опубликования особо информированные народные избранники уже освободили кабинеты, очистили компьютеры и т.д.
23 октября президент подписал одобренную народом конституцию и затем объявил, что уже подписал указ о проведении парламентских выборов 16 декабря 2007 года.
24 октября Бакиев принял отставку правительства.
Все идет по заранее утвержденному графику. Правда, власть бессильна бороться с внешними угрозами - ухудшающийся мировой конъюнктурой на продовольственном, финансовом, и топливно-энергетическом рынках.
Резкий скачок цен в республике на самое необходимое для жизни может внести серьезные коррективы в планы киргизского руководства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции