Игорь Томберг, к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, для РИА Новости.
Только что в Брюсселе прошло заседание координационной группы Евросоюза по газу, специально созванное Еврокомиссией для рассмотрения «газовых проблем» между Газпромом и его партнерами в Украине. Экстренный сбор был назначен для того, чтобы обсудить возможные последствия для поставок российского газа в Европу через территорию Украины из-за назревшего было конфликта между Газпромом и украинской компанией «Нафтогаз». В результате, все опасения Еврокомиссии по этому поводу устранены - об этом заявил представитель исполнительной власти Евросоюза Ферран Таррадельяс Эспуни. Но риски безоблачному транзиту российского газа через Украину в Европу, к сожалению, множаться.
Нынешняя ситуация позникла после того, как Газпром в начале октября уведомил своих европейских партнеров, что может начать сокращение поставок природного газа на Украину пока не будет урегулирован вопрос с украинским долгомв размере более $1,3 млрд. В Еврокомиссии возникшую ситуацию назвали двусторонним коммерческим конфликтом, и для прояснения созвали экстренное заседание координационной группы с участием представителей российской и украинской сторон.
Российская сторона во встрече не участвовала, но направила в Брюссель всю информацию по интересующим Еврокомиссию вопросам. Технический директор украинской компании «Нафтогаз» тоже представила экспертам стран-членов ЕС и Еврокомиссии необходимые технические и финансовые разъяснения и ответила на все вопросы. Еврокомиссия осталась удовлетворена ответами - опасения развеяны.
Вообще, экстренный сбор заинтересованных в российском газе сторон был призван, очевидно, продемонстрировать обеспокоенность Еврокомиссии по поводу возможного повторения событий зимы 2006 г. Хотя тогда европейские импортеры газа, практически, не ощутили сокращения поставок из России, политический резонанс был абсолютно неадекватен фактическим последствиям событий.
В то же время европейцам предстоит еще не раз выражать озабоченность по поводу надежности украинского транзита российского газа. К такому выводу приводит целый ряд существующих и формирующихся рисков, в перспективе способных осложнить взаимопонимание Москвы и Киева по газовой проблеме.
В середине октября первый вице-премьер, председатель совета директоров Газпрома Дмитрий Медведев заявил: «Мы, вероятно, в следующем году пересмотрим схему взаимоотношений и уйдем от существования каких-либо непонятных до конца посреднических структур». Фактически речь идет о готовности Кремля избавиться от швейцарского трейдера RosUkrEnergo, который является эксклюзивным поставщиком среднеазиатского газа на украинский рынок. Внешне высказывание Д. Медведева совпадает с газовой платформой вероятного премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, которая обещала избавиться от посредников и выстроить прямые отношения с Россией в сфере поставок газа.
Однако на деле заявления Д. Медведева и других руководителей Газпрома можно расценивать как начало выстраивания новой долгосрочной ценовой политики в отношении Украины. Теперь ценообразование на газ для покупателей из СНГ и стран Балтии будет строиться по единому универсальному принципу - на основе существующей международной системы котировок цен на газ. В результате цены вырастут, что будет вызывать недовольство и порождать конфликты. Как считает Д. Медведев, «...они просто привыкли платить по нерыночным расценкам, по нерыночным тарифам. Но так невозможно».
Переход к прямым поставкам по линии Газпром - Украина также весьма проблематичен по ценовым причинам. Цена российского газа для Украины - $230 за тыс. куб. м. Начиная с 2006 г. Газпром покупает его у Туркмении по $100 за тыс. куб. м на российско-туркменской границе, затем продает RosUkrEnergo, которая в свою очередь поставляет сырье украинским потребителям по $130 за тыс. куб. м. Очень велика вероятность того, что Туркмения подымет цену газа для Газпрома примерно до $150. Тогда даже при сохранении существующей пропорции Украина будет его получать по $180 за тыс. куб. м. Если учесть, что недавно нынешний министр экономики Украины Анатолий Кинах обозначил максимальный рост цен, который выдержит страна - на 15%, то есть до $150 за 1 тыс. куб. м, перспективы конфликта очевидны.
Хотя представители рвущегося к власти Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), готовятся пересмотреть принципы поставок газа из России. На днях Сергей Терехин (БЮТ), народный депутат верховной рады пятого созыва, занимавший должность министра экономики в правительстве Юлии Тимошенко 2005 года, объявил условия, по которым будет вести переговоры о цене на газ будущее правительство Украины. Он считает, что Газпром и компания «Нафтогаз Украины» должны договориться, «как обменивать газ на услугу транзита». Член комитета по ТЭКу Рады пятого созыва Михаил Волынец (фракция БЮТ) подтвердил, что «именно по этому сценарию будут вестись газовые переговоры с Россией». Речь идет о возвращении схемы бартерных расчетов - обмена газа на его транзит через Украину.
В Газпроме снова работать по бартеру отказываются, как и менять транзитную ставку. Высказывания украинских политиков снова делаются в абсолютно некорректной форме, поскольку между Газпромом и «Нафтогазом» действует пятилетний (до 2010 года включительно) контракт на транзит газа по ставке $1,6 за тыс. куб. м на 100 км. Газпром, в свою очередь, обязан прокачивать не менее 110 млрд. куб. м ежегодно. А значит, предложение вернуться к бартерным расчетам является не чем иным, как призывом к разрыву договора.
Таким образом, риски безоблачному транзиту российского газа через Украину в Европу множатся. Казалось бы, Европа должна приложить все усилия для минимизации этих рисков. В том числе, путем влияния на украинских политиков, готовых по любому поводу отказаться от имеющихся договоренностей. В этих условиях и сам Брюссель мог бы более аккуратно подходить к вопросам регулирования европейского газового рынка. Но происходит все в точности наоборот.
Серьезным раздражителем для Москвы стал обнародованный 19 сентября с.г. проект предложений по либерализации рынка электроэнергии и газа ЕС. В тексте зафиксирован ряд требований, неприемлемых для Газпрома, стремящегося получить доступ к европейским распределительным сетям. Более того, согласно проекту документа, прежде чем выходить на европейский рынок, Газпром должен разделиться на добывающую и транспортную компании. Естественно, эти инициативы, вызвавшие крайне неоднозначную реакцию в самой Европе, спровоцировали новое «похолодание» в энергетических отношениях России с «Большой Европой». Правда, сообщается о достигнутом в ходе недавних переговоров в Москве еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса и главы Минпромэнерго Виктора Христенко, «некотором сдвиге», позволяющем надеяться на подписание в ходе нынешнего саммита «Россия-ЕС» в Португалии некоего соглашения со взаимными уступками. Остается надеяться, поскольку кроме энергетики России и Европейскому Союзу договариваться практически не о чем. И если Брюссель действительно озабочен безопасностью газоснабжения Европы, в общем, и стабильностью украинского транзита - в частности, стоит уделять больше внимания поискам взаимопонимания по фундаментальным проблемам энергосотрудничества с Москвой, а не устраивать пустые посиделки экспертов по надуманным поводам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции