Рейтинг@Mail.ru
Россия-ЕС: грустный саммит - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия-ЕС: грустный саммит

Читать ria.ru в
То был двойной юбилей - двадцатый по счету саммит совпал с 10-летием с момента вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Россия-Евросоюз. Эти праздничные нотки превалировали в сообщениях российских СМИ накануне встречи на высшем уровне Россия-ЕС, состоявшейся в португальском городке Мафра 26 октября. В тон здравицам приводились и цифры. Так, двусторонний товарооборот практически удвоился за последние четыре года, достигнув отметки 230 млрд. долларов.

Сергей Соколов, советник председателя Совета по внешней и оборонной политике, для РИА Новости.

То был двойной юбилей - двадцатый по счету саммит совпал с 10-летием с момента вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-Евросоюз. Эти праздничные нотки превалировали в сообщениях российских СМИ накануне встречи на высшем уровне Россия-ЕС, состоявшейся в португальском городке Мафра 26 октября.

В тон здравицам приводились и цифры. Так, двусторонний товарооборот практически удвоился за последние четыре года, достигнув отметки 230 млрд. долларов. Благодаря стремительному росту мировых цен на сырье и не менее резкому падению курса американской валюты, Россия вышла на статистическое третье место среди торговых партнеров Евросоюза. Доля ЕС в общем объеме прямых иностранных инвестиций в российскую экономику достигла 75%. Правда, эти финансовые вливания могли бы быть вдвое больше, если бы не закрытость российского добывающего сектора, а отечественные инвестиции в экономику ЕС все чаще встречаются «в штыки».

Все в Португалии прошло по давно отработанной схеме. Не изменилась организационная схема саммита. «Семейное фото» лидеров России и ЕС, два с половиной часа за столом переговоров, полтора часа за рабочим завтраком и итоговая пресс-конференция. То же можно сказать и о формальной повестке дня.

В ходе переговоров обсуждались, в основном, вопросы, инициированные Евросоюзом: дефицит демократии в России («исчезающая» свобода СМИ, озабоченность чистотой предстоящих парламентских и президентских выборов, «дело Политковской»), надежность поставок энергоносителей в Европу. В контексте ВТО особый упор был сделан на требованиях полностью открыть российское воздушное пространство, снять ветеринарные и фитосанитарные барьеры, вернуться к бесконтрольному вывозу леса. Со своей стороны, европейцы с удовольствием рассказали о согласовании «Договора о реформе», которое выводит ЕС из институционального кризиса.

Как всегда, при обсуждении международных вопросов за завтраком «запевала», наоборот, Россия, являющаяся куда более активным игроком на мировой арене, чем в целом Евросоюз, у которого общей внешней политики по-прежнему нет. В итоге обе стороны остались «при своих», хотя разногласий по проблемам международной политики у нас с европейцами все-таки меньше, чем с США.

На итоговой пресс-конференции лидеры России, ЕС и КЕС начали с заявлений о «поступательно развивающихся» двусторонних связях, однако из их последующих ответов на вопросы следовало, что проблем больше, чем достижений, и что на взаимоотношения между собой и на проблемы мировой политики стороны смотрят по-разному.

В «сухом остатке» саммита имеется соглашение о расширении торговли сталью и металлопрокатом (об увеличении европейских квот на российский стальной экспорт, предусмотренных соглашением, заключенным несколько лет назад). Характерно, что согласие по этому документу было достигнуто в период ухудшения торгово-экономического климата между Россией и Евросоюзом.

Решено также создать «механизм раннего предупреждения» о возможных проблемах с поставками энергоносителей в Европу. Лидеры ЕС подчеркивают важность этой договоренности для «повышения надежности и предсказуемости российских партнеров». Россия же, имея всех тузов на руках и правду на своей стороне, опять проиграла PR-партию, хотя в материальном плане не утратила ничего.

Среди других результатов саммита российские участники выделяли решение перевести приграничное сотрудничество с модели «донор-реципиент» на равноправную основу. Это означает, что Россия будет вкладывать в проекты на границах с Финляндией, странами Балтии и Польшей, как минимум, столько же средств, сколько и ЕС, и соответственно получит, наконец, реальное право голоса при выборе самих проектов.

Поговорили и о визах. С момента вступления в силу соглашения Россия-ЕС об упрощении визовых процедур для определенных категорий граждан прошло почти пять месяцев. Практика показала, что большинство россиян перемен к лучшему не увидели. Наоборот, на популярных направлениях (Франция, Германия, Испания, Нидерланды, Бельгия) ситуация даже ухудшилась. Консульства соответствующих стран перепоручили свою работу «визовым центрам» - посредникам, получившим право предоставлять государственные услуги на коммерческих условиях. Список документов, необходимых для получения визы в ЕС, увеличился, общая стоимость виз (с учетом посреднической «накрутки») возросла.

Принято также решение продлить срок действия Соглашения  о партнерстве и сотрудничестве на один год. Между тем, СПС предусматривает автоматическое продление, если ни одна из сторон за полгода не объявит о выходе из него. Так что решения можно было бы и не принимать - «точка невозвращения» была пройдена 1 июня.

Выработка же нового международно-правового документа об основах и принципах отношений Россия-ЕС на замену СПС со времени майского саммита в Самаре не сдвинулась с «мертвой точки». Началу переговоров по-прежнему препятствует вето Польши (из-за отказа Москвы импортировать с ее территории опасное мясо). Варшаву тихо поддерживают Литва (из-за сокращения нефтяного транзита через ее территорию), Швеция и Финляндия (из-за прекращения «серого» вывоза леса из России).

До сих пор российская сторона абсолютно правильно заявляла о своей готовности ждать, пока ЕС сам не разберется со своими внутренними проблемами, препятствующими началу переговоров. К сожалению, накануне саммита российские представители начали говорить о том, что Россия-де «обеспокоена отсутствием прогресса на переговорах по новому базовому соглашению». На самом деле сейчас новое соглашение больше нужно Евросоюзу, мы к переговорам не готовы и печалиться по поводу их задержки не должны.

Общее впечатление: саммит Россия-ЕС в Португалии стал, наверное, самым скучным и «пустым» в XXI веке. Одно объяснение лежит на поверхности. Евросоюз поглощен скорейшим выходом из трудной ситуации, в которой он оказался после провала проекта Евроконституции в 2004 году, интеграцией «новичков», принятых в ЕС в последние три года, а также масштабными инициативами в области либерализации внутреннего энергетического рынка, иммиграции и др. Россия уже несколько месяцев живет только выборами, и даже такие темы, как отношения с ЕС, Грузией, Украиной или американская ПРО в Европе, имеют для нее второстепенное значение.

Есть, однако, и более глубокое объяснение «проходному» характеру состоявшегося саммита. Россия и ЕС вот уже четыре года находятся в состоянии абсолютной неспособности сформулировать конечную цель своих взаимоотношений. Апофеозом этой безыдейности стало формирование четырех "общих пространств", которое закончилось принятием совместных «рабочих планов», которые представляют собой хаотичный набор деклараций, благих пожеланий и "домашних заданий", обращенных, в основном, к России. На какое-то время данная затея заполнила паузу, создала иллюзию движения вперед, однако для использования в качестве субстантивной основы для будущих отношений Россия-ЕС они не годятся.

Находясь на пороге переговоров об основах и принципах отношений между собой на обозримую перспективу, ни Россия, ни Евросоюз не имеют сколько-нибудь четкого представления относительно места друг друга в своей системе координат, и состоявшийся саммит ничего не изменил в этой печальной картине.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала