Рейтинг@Mail.ru
Философ назвал книги о Гарри Поттере оружием против глобализации - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Философ назвал книги о Гарри Поттере оружием против глобализации

Читать ria.ru в
Сага Джоан Роулинг о приключениях мальчика-волшебника Гарри Поттера является оружием против глобализации и меркантилизма, возобладавшего в британском обществе при Маргарет Тетчер и Тони Блере, считает французский лингвист и философ Жан-Клод Мильнер.

МОСКВА, 26 окт - РИА Новости. Сага Джоан Роулинг о приключениях мальчика-волшебника Гарри Поттера является оружием против глобализации и меркантилизма, возобладавшего в британском обществе при Маргарет Тетчер и Тони Блере, считает французский лингвист и философ Жан-Клод Мильнер (Jean-Claude Milner).

Как сообщил Мильнер в интервью французской газете Liberation, книги о Гарри Поттере "глубоко политичны, и в них идет речь о сегодняшней Англии".

Ученый утверждает, что при чтении книги "появляется ощущение, что Дж.К.Роулинг, как и многие образованные англичане, считает, что существует настоящая, катастрофическая тетчеровская революция, и единственное, что остается культуре, - это стать оккультной наукой".

По словам Мильнера, взгляды Роулинг на Англию связаны с "елизаветинским временем", когда страна пожинала плоды европейского Возрождения, и публичные школы и университеты в Оксфорде и Кембридже освободились от господства церкви.

Как показал историк Франс Ят (Frances Yates), в британском Ренессансе классическое образование (изучение древнегреческого и латыни) соединилось с обращением к оккультным наукам (белой магии). Центральным персонажем этой эпохи стал Джон Ди (John Dee) - ученый, алхимик и философ, считавший, что оккультные науки должны служить общественному благу.

Как отмечает Мильнер, Хогвардс - школа волшебников, в которую ходит Гарри Поттер - устроена по образцу публичных школ. Однако, если в английской истории оккультные науки отходили на второй план, то в мире Гарри Поттера все наоборот: здесь связи с изучением античности и французского языка как одного их проявлений британской элитарной культуры завуалированы.

По мнению философа, Роулинг обличает господство среднего класса, наступившее в Великобритании при Маргарет Тетчер и Тони Блэре, через изображение мира "маглов" - не волшебников, где все люди живут в чистеньком квартале, а дома похожи друг на друга.

При этом положительной силой, действующей в книге, является народ, образованные люди и обедневшие аристократы. Так, в Хогвардсе есть наследственные волшебники и те, кто на них выучился. Если "маглы", британские прототипы которых претендуют на равенство в погоне за прибылью, живут в мире "маленьких притеснений", то Хогвардс представляет истинное равенство в понимании Роулинг: здесь верховодит культура, открытая всем, и поэтому дочь маглов может преуспеть в магии больше, чем сын волшебников. Этот союз аристократии и народа против всемогущества среднего класса, по словам Мильнера, имеет глубокие корни в английской традиции.

Как отмечает философ, Гарри Поттер пользуется успехом не только у детей, но и у взрослых потому, что "англо-саксы и все, затронутые глобализацией, видят в нем - сознательно или нет - боевую машину против рыночной интерпретации демократии".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала