МОСКВА, 26 окт - РИА Новости, Ирина Гордон. Маэстро Риккардо Мути представит в столице оперу-буфф "Дон Паскуале" Гаэтано Доницетти 27 и 28 октября на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
"Надеюсь, что эта постановка, которую осуществляет один из талантливейших молодых режиссеров Андреа Де Роза и оркестр молодых исполнителей Luigi Cherubini Orchestra, не отягощенные рутиной и шаблонами, отобразит наш вклад в культурную жизнь московской публики. Хочется, чтобы вы поняли наше видение итальянской оперы", - рассказал Мути на пресс-конференции в пятницу.
"Я хочу подчеркнуть две важные черты этого приезда: молодежный хор и оркестр и выбор произведения - именно "Дон Паскуале" Доницетти", - особо отметил дирижер.
Оперой "Дон Паскуале" Мути дебютировал в 1971 году на фестивале в Зальцбурге, куда молодого дирижера пригласил Герберт фон Караян. И по сей день маэстро называет это произведение одной из самых главных итальянских комических опер.
"Доницетти - композитор более известный своими трагическими операми, такими как "Лючия ди Ламмермур", а как комический композитор он не популярен. "Дон Паскуале" - это абсолютный шедевр комической или полукомической оперы в творчестве Доницетти. А либретто самой оперы - шедевр литературный, и композитор этот шедевр переносит на музыку с элегантностью и живостью", - рассказал маэстро.
Мути посетовал, что "сегодня мы видим итальянскую оперу в постановке режиссеров, которым нечего сказать, и которые пытаются покорить публику вульгарностью и яркостью".
"Я часто видел постановки "Дона Паскуале", упирающие на тяжелую вульгарную яркость, со своей стороны хотелось избежать фарса и карикатурности, но достичь ощущения равновесия между тонким юмором и серьезной философией, которые содержаться в произведениях Доницетти", - отметил дирижер.
На московские гастроли Мути приехал с созданным им три года назад молодежным Оркестром Луиджи Керубини (Luigi Cherubini Orchestra), музыканты которого, по словам дирижера, "проходят строгий отбор и присутствуют в коллективе до 30 лет - здесь они формируются для будущей профессиональной деятельности".
"Когда мы говорим о молодежи - это тема всегда граничит с риторикой и философией. Это действительно наше будущее, которое поможет преодолеть агрессивность, войны, голод. Мы сможем пережить проблемы благодаря объединенной культуре всех стран, вопреки нашему культурному опыту, цвету кожи и вероисповеданию. Для этого необходимо воспитать молодое поколение не в замкнутой культурной атмосфере, а в объединенном пространстве", - сказал Мути.
Маэстро вспомнил свой последний приезд в Москву более 17 лет назад - в 1989 году, когда оркестр театра Ла Скала и оркестр Большого театра исполняли Девятую симфонию Бетховена: "Музыканты и хор этих двух театров не были знакомы до этого и встретились на единственной репетиции, но достигли в исполнении такого единения, что не понадобились, ни слова, ни бюрократические переговоры, ни административные связи. С помощью музыки удалось достичь симпатии в греческом смысле этого слова - syn pathos - "вместе чувствовать".
"Таким образом мы доказали важность культурного элемента в процессе единения мира", - подчеркнул он.
Также в опере "Дон Паскуале" примут участие известные в Италии и за ее пределами солисты, лауреаты международных премий и конкурсов Никола Алаймо, Марио Касси, Лаура Джордано, Мауро Дзеффири и другие, а художником по костюмам выступила знаменитая Габриэлла Пескуччи, обладательница Оскара за фильм "Век невинности" Скорсезе.
Отдельно Мути упомянул о русской музыке, сказав, что "я много исполняю русской музыки, но не потому, что у меня есть русские корни - это естественное чувственное притяжение - "притяжение любовных полюсов", как бы сказал поэт".
Однако уточнил, что "никогда не дирижировал русской оперой, так как не знает в совершенстве русского языка".
"Я считаю, что идеальное знание языка - это необходимое условие для дирижера. Ты должен понимать мельчайшие детали того произведения, которым дирижируешь", - настоятельно подчеркнул маэстро.
Представление оперы "Дон Паскуале" Гаэтано Доницетти организаторы выступлений считают достойным завершением Недели итальянской культуры в Москве.