С.-ПЕТЕРБУРГ, 26 окт - РИА Новости, Светлана Янкина. СМИ создали миф о возвращении в Россию утраченных сокровищ, придав частной коллекции Ростроповича-Вишневской имперский статус, сказал, выступая в Санкт-Петербурге на конференции "Музеи и СМИ: острые проблемы" глава отделения "Сотбис" в России и СНГ Михаил Каменский.
"После придания гласности решения Вишневской о продаже их с Ростроповичем коллекции благодаря СМИ появился миф о необходимости возвращения России ее сокровищ", - считает он.
Собрание пары Ростроповича и Вишневской включало в себя около 450 предметов, в том числе - такие шедевры, как "Портрет княгини Авроры Демидовой" Карла Брюллова, "Портрет Феликса Юсупова" Валентина Серова, "Сокровище ангелов" Николая Рериха, "Лики России" Бориса Григорьева, портреты Репина, плюс прекрасную коллекцию имперского фарфора.
Все эти предметы хранились в парижской и лондонской квартирах музыкантов, однако после смерти Мстислава Ростроповича 27 апреля этого года Вишневская решила перебраться жить в Россию, а коллекцию продать, поскольку содержать ее и дальше ей было не под силу.
Собрание предполагалось выставить на продажу в лондонском отделении аукционного дома "Сотбис" 18-19 сентября, однако в последний момент торги были отменены, так как всю коллекцию целиком купил известный российский предприниматель Алишер Усманов, гендиректор "Газпроминвестхолдинга", владелец 75% акций канала "Муз-ТВ" и издательского дома "Коммерсант", а также контрольного пакета акций британского футбольного клуба "Арсенал".
Усманов заявил, что счел своим долгом вернуть России и то, что ей принадлежит, и передал коллекцию государству.
Впоследствии было объявлено, что собрание разместится в Константиновском дворце под Санкт-Петербургом. Экспозицию планируется открыть к январю 2008 года.
Однако, заметил Каменский, "прежде, чем что-либо возвращать, сначала это необходимо вывезти".
Между тем, по его словам, "собрание формировали иностранные граждане, а произведения приобретались только за рубежом, во время вынужденной эмиграции пары".
Таким образом, утверждает Каменский, появилась частная "антисоветская коллекция", которая никогда не экспонировалась. Каталогизирована до выставления на продажу она также не была.
"После появления каталога, который, по сути, является художественным альбомом, СМИ, сами того не осознавая, утвердили имперский статус коллекции и показали российской власти выгоду от приобретения собрания целиком", - сказал он.
В это время ведущие российские музеи объявили о своем желании разместить у себя коллекцию Ростроповича-Вишневской частями или целиком.
"Вокруг сделки появилась драматургия, и СМИ во многом повлияли на ее исход", - считает Каменский.
Результатом появления мифа о собрании Ростроповича-Вишневской стало, по его словам то, что "владельцы получили некоторые деньги, "Сотбис" - комиссионные, Усманов - известность, государство - коллекцию, а СМИ - многомесячный сериал".