Ажурная радиобашня на улице Шаболовка в Москве - "Шуховская башня", построенная еще в начале прошлого века по проекту великого русского инженера Владимира Шухова, простояла почти сто лет и за это время ни разу не реставрировалась. Вместе с тем специалисты считают, что этот уникальный объект находится сегодня в плачевном состоянии. О проекте реконструкции башни и создании на ней смотровой площадки, о планах по развитию территории у подножия башни рассказал РИА Новости правнук инженера и глава фонда «Шуховская башня» Владимир Шухов.
Владимир Федорович, в каком состоянии сегодня находится башня, которая является одной из архитектурных доминант Москвы?
Большинство мировых экспертов признают Шуховскую башню шедевром русского авангарда и одним из выдающихся достижений инженерной мысли. Но если уже сегодня не предпринять срочных мер по сохранению башни, то в ближайшее десятилетие она может быть просто утрачена.
Башня, прослужившая опорой для антенн радио и телевизионных станций страны 85 лет, за все время своего существования ни разу не реставрировалась и находится в плачевном состоянии. К сожалению, пока никаких работ по ее восстановлению не ведется.
Сейчас башня недоступна ни для экскурсий, ни для изучения: по всему периметру она огорожена колючей проволокой. Я считаю, что это равносильно тому, как, например, огородить колючей проволокой территорию вокруг Московского Кремля шириною около километра и показывать туристам красоту издалека: «Смотрите, вон те башенки - это Кремль!»
Если мы говорим об уникальной гиперболоидной башне Шухова как о достоянии, причем достоянии мирового значения, то вокруг нее должна быть создана удобная благоустроенная территория, рекреационная зона с соответствующей инфраструктурой.
Не могу не сказать несколько слов о технических характеристиках самой башни. Мой прадед первым в мире использовал в строительстве сетчатые металлические оболочки в виде висячих и сводообразных перекрытий и гиперболоидных башен. Благодаря сетчатой структуре стальная оболочка Шуховской башни на Шаболовке воспринимает минимальную ветровую нагрузку, представляющую главную опасность для высотных сооружений.
Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и легкость: на единицу высоты Шуховской башни израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни. По первоначальному проекту высота Шуховской башни должна была составлять 350 метров и при этом весить всего лишь 2,2 тысячи тонн, тогда как башня Эйфеля в Париже при высоте 305 метров весит 7,3 тысячи тонн. Правда, из-за дефицита металла в годы Гражданской войны на практике был реализован проект высотой всего 148,5 метров. Позже с установкой двух траверз и флагштока высота Шуховской башни достигла 160 метров.
Круглый конусный корпус башни состоит из шести секций высотой 25 метров каждая. Нижняя секция установлена на бетонном фундаменте диаметром 40 метров и глубиной 3 метра. Строительство башни велось телескопическим методом без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней и при помощи блоков и лебедок поднимались друг на друга. 19 марта 1922 уникальная антенная башня на Шаболовке вступила в строй.
Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в сложившейся ситуации?
Фонд "Шуховская башня" уже несколько лет выступает за комплексную реконструкцию территории, прилегающей к башне на Шаболовке. Европейский опыт реставрации уникальных архитектурных сооружений диктует необходимость создания вокруг объекта адекватной инфраструктуры, что, естественно, требует серьезных инвестиций. В настоящее время башня не используется по своему прямому назначению в качестве ретранслятора радио и телевизионных сигналов. Поэтому, для того, чтобы она и дальше приносила реальную пользу, а не только украшала город, необходимо подходить к ее реконструкции комплексно, включая в проект и окрестные территории. По нашему замыслу, в парке вокруг башни можно было бы построить Шуховский центр науки, техники и искусств - современный деловой, технологический и культурный комплекс. Поскольку Владимир Шухов был основоположником теоретических и практических основ современной добычи, транспортировки, хранения и переработки нефти в России, отдельным направлением в работе центра могли бы стать российский Музей истории нефтедобычи, трубопроводного транспорта, нефтепереработки и крекинга нефти.
Кроме того, в состав комплекса предполагается включить бизнес-центр и конгресс-холл, центр культуры и искусства, инженерный клуб, а также интерактивный музей Владимира Шухова и его последователей. Мой прадед был отличный фотохудожник, сохранилось около двух тысяч его фотографий на стеклах, очень высокого уровня, и все это можно достойно экспонировать. Здесь же должны появиться рестораны и кафе.
А как может быть использована в будущем сама башня?
Одновременно с укреплением конструкций на Шуховской башне может быть сооружена небольшая смотровая площадка, которая ни в коем случае не должна нарушать легкость и ажурность всей конструкции. Речь идет только о том, чтобы на предпоследнем ярусе, на уровне 125-ти метров над землей, сделать небольшую смотровую площадку по примеру Эйфелевой башни. Но это будет vip вариант. Также, предполагается возможность комфортной и безопасной виртуальной экскурсии на самую верхнюю точку башни - осмотр панорамы Москвы с земли, когда люди смогут любоваться видами столицы, сидя за столиками кафе.
Для этого мы хотим смонтировать на башне видеокамеры и выводить изображение с них на мониторы, установленные в кафе у основания башни. Любой человек сможет прийти туда и заказать, помимо, например, чашечки кофе, просмотр вида на Москву с любой из этих камер. А вид оттуда замечательный: вся историческая часть Москвы как на ладони. И конечно будет предусмотрена возможность непосредственного управления видеокамерами - приближение и удаление объектов, более детальная панорама разных участков и районов города и т.д.
Что мешает реализации этого проекта?
Дело в том, что сейчас вся территория вокруг башни принадлежит разным организациям и ведомствам. Здесь расположены и федеральные учреждения, например, некоторые подразделения ВГТРК, Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации лёгкой промышленности, а также профессиональное училище и жилой дом. Кроме того, ряд помещений сдаются всевозможным арендаторам, которые и компьютерами торгуют, и перчатки шьют.
Конечно, пока на государственном уровне не будет принято решение об использовании земельного участка вокруг башни, говорить о привлечении инвесторов и начале реализации проекта не приходится. Между тем инвесторы, заинтересованные в реализации этого проекта, у нас уже есть. Но никто не будет финансировать развитие территории, принадлежащей большому количеству различных организаций. При этом, кроме имущественной неразберихи, земельный участок непосредственно под башней, вообще окружён плотным кольцом охраняемых территорий шириной от 50 до 300 метров и к самой башне близко просто не подойти.
В Париже к знаменитой Эйфелевой башне ведут проспекты и аллеи, туристы могут спокойно гулять вокруг нее. Чтобы наша башня стала своеобразным центром притяжения людей, она должна быть доступна, а вокруг нее создана приличная рекреационная зона.
Сколько денег нужно, чтобы реализовать задуманный проект?
Прежде, чем начинать работы по восстановлению башни, необходимо провести ее экспертизу. Последняя подобная экспертиза проводилась больше пяти лет назад. Ее результаты говорят о том, что существует значительный процент износа металлических конструкций. Но ситуация не катастрофическая, и современные технологии позволяют восстановить башню довольно быстро. Вместе с тем, для того, чтобы определить конкретные методы и сроки реконструкции, необходима еще одна, более детальная экспертиза, на которую пока нет денег.
По нашим оценкам, экспертиза может стоить от миллиона до трех миллионов рублей, но нынешний балансодержатель башни - Российская телевизионная радиовещательная сеть эти средства выделять не планирует, так как отказалась использовать башню как трансляционный объект. И до сих пор, наше требование о проведении экспертизы обсуждается в различных органах законодательной и исполнительной власти, но реального результата пока нет.
Я считаю, что сегодня единственная государственная структура, которая сможет сдвинуть проект с мертвой точки и превратить Шуховскую башню в культурно-исторический объект мирового значения - это правительство Москвы.
Московские власти задумали создать туристический маршрут «Стеклянная улица», на протяжении которого под стеклянной крышей в любую погоду можно будет купить сувениры, посидеть в кафе или просто погулять. Этот маршрут пройдет от Шаболовки, через парк вблизи Даниловского монастыря, далее по мосту через Москва-реку, Нескучный сад, площадь «Европы» у Киевского вокзала и завершится в деловом центре Москва-сити.
И, конечно, раз уж Шуховская башня находится в начале этого маршрута, то московским властям есть прямой смысл заняться ее реконструкцией. Этот вопрос уже обсуждался с представителями Московской городской Думы, и мы нашли у них полную поддержку нашей концепции по сохранению самой башни и включения её в маршрут «Стеклянная улица».
Москва осознает, что превращение Шуховской башни в туристический объект принесет в городскую казну дополнительные инвестиции. Но прежде чем московское правительство сможет взяться за этот проект, надо в срочном порядке на федеральном уровне решить вопрос собственности на башню, а именно, передать саму башню и всю прилегающую к ней территорию городу.
Наряду с инвестициями городского правительства можно было бы привлечь и частных инвесторов. Мы уже проводили переговоры с некоторыми компаниями и банковскими структурами. Интерес есть. Наибольшую заинтересованность пока высказывают отечественные инвесторы, хотя есть и иностранцы. Они понимают, насколько это стильно, я бы даже сказал, «брэндово»: инвестор автоматически получает брэнд Шуховской башни. А иностранцы прекрасно понимают, сколько стоит торговая марка, сколько стоит брэнд.
Так что, в нашем случае ответ на вопрос «что делать?», собственно, очевидный. Парадокс заключается в том, что с одной стороны никто, по существу и не спорит с тем, что Шуховскую башню надо реставрировать и превращать в туристический объект, а с другой стороны ничего для этого ответственными структурами не делается.