МОСКВА, 25 окт - РИА Новости. На саммите Россия-ЕС будут обсуждаться энергетическая тематика, ситуация вокруг Косово, на Ближнем Востоке и вокруг иранской ядерной программы, а также, возможно, речь зайдет о проблеме ПРО, сообщил помощник президента России Сергей Ястржембский.
По его словам, повестка дня саммита, который состоится в португальском городе Мафра в пятницу, 26 октября, носит "классический характер".
Ястржембский отметил, что в ходе встречи состоится обмен мнениями о состоянии дел в России и Европейском Союзе.
В частности, сообщил он, российская сторона хотела бы услышать оценку итогов неформального саммита ЕС в Португалии, на котором европейские страны договорились о "Договоре о реформах". Этот документ заменит проект евроконституции, от которой руководители стран ЕС решили полностью отказаться после выраженного французами и голландцами нежелания поддержать ее на национальных референдумах 2005 года.
Утвержденный лидерами Евросоюза "Договор о реформах" будет подписан ими 13 декабря. Ожидается, что документ, который предстоит одобрить национальным парламентам, вступит в силу во второй половине 2009 года. Договор, состоящий более чем из 250 страниц, одновременно вобрал в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах жизнедеятельности объединенной Европы.
"Это, безусловно, серьезное достижение внутри Европейского союза, плод многолетних усилий. Мы рады за нашего европейского партнера, что удалось найти серьезный компромиссный вариант, и хотели бы послушать подробно о том, как будет строиться архитектура Европейского союза на ближайшие годы после вступления в силу этого документа", - сказал Ястржембский.
Помощник президента РФ также не исключил, что в ходе саммита Россия-ЕС в Португалии может быть затронута подготовка к предстоящим выборам в России.
ЭКОНОМИКА. ЭНЕРГЕТИКА
Лидеры России и Евросоюза также обсудят вопросы экономического сотрудничества, в том числе в свете новой энергетической инициативы, сказал Ястржембский.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко сообщил ранее, что он и еврокомиссар по энергетики Андрис Пиебалгс одобрили обобщающий доклад о ходе энергетического диалога, начатого в 2000 году. Документ будет представлен участникам саммита РФ-ЕС.
По словам министра, отдельный раздел в докладе посвящен создаваемому Россией и Евросоюзом механизму раннего оповещения в энергетике. Впервые идея внедрения такого механизма была озвучена на саммите Россия-ЕС в Хельсинки в ноябре 2006 года.
Предполагается, что стороны будут поддерживать оперативную информационную связь. Когда возникают текущие оперативные проблемы, они обязуются вступать в прямой контакт, информировать друг друга и решать проблемы текущего характера с поставками и спросом на энергоресурсы.
Сергей Ястржембский обратил внимание, что механизм предупреждения создается "прежде всего для того, чтобы заблаговременно определять возможные проблемы и риски, которые связаны с поставками и спросом на энергоресурсы в среднем и долгосрочном плане с тем, чтобы потом минимизировать последствия возможных перебоев снабжения".
Россия является третьим торговым партнером ЕС после США и Китая. Ежегодный рост товарооборота составляет 20-25%. На ЕС приходится 53% российских внешнеторговых связей. Россия также остается важным энергопартнером и поставщиком энергоресурсов в Европу. На ее долю приходится 26% потребляемого Европой газа, 18% нефти и 17% угля.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЕМАТИКА
По словам Ястржембского, международные вопросы будут традиционно обсуждаться за ланчем. Помощник президента выделил три темы - Косово, Ближний Восток и Иран.
Говоря о косовской проблеме, он отметил "потенциал для сближения позиций".
"Есть понимание того, что такое решение должно основываться на принципах международного права, что нельзя торопиться, нельзя забегать вперед, нужно дать, в том числе "тройке", поработать так, как ей необходимо отработать свой мандат", - сказал он.
"Мы видим, что внутри Европейского союза отсутствует единая точка зрения по поводу Приштины. Есть целый ряд европейских стран, которые опасаются драматического развития событий в случае нахрапистого, одностороннего провозглашения и признания независимости Косово", - сказал помощник президента РФ.
ПРО
"Она официально не стоит в повестке дня, потому что, к сожалению, ЕС избегает напрямую обсуждать эту тему, полагая, что это тема, которая должна обсуждаться напрямую между Россией и НАТО, Россией и США. У нас нет намерений искусственно обострять отношения с партнерами, создавая какие-либо дополнительные проблемы, в том числе на саммите. Но я не исключаю, что эта тема может возникнуть, когда пойдет обзор ситуации на континенте, в том числе проблем безопасности", - сказал Ястржембский.
На переговорах в середине октября в Москве главам оборонных и внешнеполитических ведомств России и США не удалось достичь согласия по проблеме ПРО. Вашингтон намеревается разместить радар ПРО в Чехии и противоракеты в Польше, мотивируя это угрозой со стороны Ирана. Москва считает аргументы США неубедительными и расценивает размещение элементов ПРО вблизи российской границы как угрозу своей национальной безопасности.
Между тем, Сергей Ястржембский выразил сожаление в связи с такой позицией Евросоюза, поскольку, по его мнению, проблема ПРО - одна из наиболее острых тем европейской безопасности.
"Невозможно самоустраняться под какими-либо формальными предлогами от обсуждения темы, которая действительно волнует огромное количество европейцев, политические элиты", - считает он.
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
По словам Ястржембского, Владимир Путин планирует объявить размер суммы, которую Россия выделит на приграничное сотрудничество России и Европы.
"Эта сумма намного превышает минимальный запрос Европейского союза", - сказал Ястржембский, напомнив, что, по договоренности с ЕС, Россия должна выделять средства в размере как минимум 10% от стоимости всех программ. Брюсселем на их реализацию в 2008-2013 годах предусмотрено 225 миллионов евро.
Помощник президента отметил, что Россия переходит с ЕС в приграничном сотрудничестве от схемы "донор-реципиент" к схеме равноправных отношений - начиная от отбора проектов, которые должны представлять интерес как для европейцев, так и для России, и заканчивая софинансированием. По его словам, это связано с растущими возможностями России и российских регионов.