Рейтинг@Mail.ru
25 октября - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

25 октября

Читать ria.ru в
Дзен
День таможенника в России. 25 октября 1991 создан Государственный таможенный комитет Российской Федерации.>>
1881 - родился Пабло Пикассо, французский художник (испанец по рождению).>>
1931 - родилась Анни Жирардо, французская актриса.

День таможенника в России

История  российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них - Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы- таможен. В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князя или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора - таможню. В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная  таможенная  грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской  таможенной  системе. Рядом таможенных нововведений характеризуется правление Петра I. В 1699 году была учреждена должность таможенного бурмистра, с 1717 года  таможенные органы перешли в ведение Коммерц-коллегии (внешние таможни) и Камор-коллегий (внутренние таможни). В этот период появляются новые  таможенные должности: инспекторы, контролеры, страндрейторы, вагмейстеры, стемпельмейстеры, маклеры. Коренной перестройке таможенной системы в России способствовали реформы 1753-1757 годов. Согласно Манифесту императрицы Елизаветы Петровны от 20 декабря 1753 года были отменены внутренние таможни и 17 видов таможенных и мелочных внутренних сборов с торговли и перевозки товаров. На ввозимые и вывозимые товары вводился добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами. Окончательный прием таможен в казенное ведение произошел в августе 1762 года после подписания указа Екатериной II. В 1763 году для надзора над таможнями учредили Главную над таможенными сборами канцелярию, а с 1780 года управление таможнями было передано Таможенным экспедициям казенных палат и генерал-губернаторам. В ноябре 1796 года была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии, и таможни переподчинили ей. С 1800 года министр коммерции стал главным начальником всех таможенных  учреждений  России. С 1811 года функция управления таможнями была передана в  Таможенное отделение Департамента внешней торговли Министерства финансов. С 1864 года руководство таможенными органами осуществлял Департамент  таможенных сборов. В мае 1912 года утверждена последняя реорганизация  таможенной службы в царской России.
В апреле 1918 года основные принципы новой организации внешней торговли были сформулированы в декрете Совнаркома «О национализации внешней торговли». Функции таможенной службы изменились. Основной упор делался на контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и на борьбу с контрабандой. С декабря 1921 года в структуре Народного комиссариата внешней торговли было организовано Таможенное управление, осуществлявшее руководство деятельностью таможенных  органов. С 1946 года Главное таможенное  управление подчинялось Министерству внешней торговли СССР и функционировало до 1986 года, времени создания Главного управления Государственного  таможенного  контроля при Совете Министров СССР. С созданием Государственного таможенного комитета Российской Федерации 25 октября 1991 года начался новый период в истории таможенной службы России.

1881 - родился Пабло Пикассо

1881 - родился Пабло Пикассо, французский художник (испанец по рождению).
Пикассо прожил долгую и плодотворную жизнь. Когда в 1973 году художник умер в возрасте 91 года, после него осталось около 200000 картин, гравюр, скульптур, рисунков, конструкций, коллажей. Но он прославился не только феноменальным объемом и разнообразием своих работ. Пожалуй, ни один другой художник современности не реагировал так остро и вдохновенно на события, на меняющуюся Пабло Пикассообстановку и важнейшие проблемы века (знаменитые полотна «Герника», «Девочка на шаре», рисунок «Голубь мира»). В числе самых первых по-настоящему оценили творчество Пикассо русские философы, критики и коллекционеры. Еще в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев. В том же году один из наиболее проницательных наших искусствоведов Яков Тугендхольд отмечал трагическое начало, присущее творчеству Пикассо, «этого бесстрашного Дон Кихота, странствующего рыцаря, занятого поиском абсолюта». В самом начале прошлого века картины тогда неизвестного художника стали приобретать Сергей Щукин и Иван Морозов - это полотна, которые сейчас находятся в Эрмитаже и в Пушкинском музее. Сергей Дягилев, умевший привлечь к работе над своими балетами для Русских сезонов самые громкие имена, впервые пригласил Пикассо оформить балет «Парад» на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина. Работа с русскими балетами чрезвычайно способствовала известности художника и, по мнению искусствоведов, обогатила его талант.

1931 - родилась Анни Жирардо, французская актриса

Анни Сюзанн Жирардо родилась 25 октября 1931 года  в Париже. Ей не было и девяти лет, когда началась немецкая оккупация, и мать отослала ее к бабушке в Бретань. В детстве Анни всерьез собиралась стать врачом. Ее мать была акушеркой, и Анни, выросшая без отца, всегда и во всем хотела быть на нее похожей. После окончания колледжа Анни даже поступила в школу медсестер, но в то время уже мечтала о карьере актрисы. Как ни странно, мать поддержала ее, и вскоре Анни поступает на актерские курсы, а потом в Консерваторию драматического искусства. Днем она  репетировала на ученической сцене, а вечерами лихо отплясывала канкан в кабаре «Роз Руж» за семнадцать франков в час.В 1954 году она  окончила Консерваторию драматического искусства, и ее  приняли в «Комеди Франсез». Через два  года Анни пишет заявление об уходе «по собственному желанию». В театре ей Французская актриса Анни Жирардо слишком спокойно, ей же хотелось  пробовать себя в самых разных амплуа, работать в кино. В 1955 году Анни дебютировала в фильме режиссера А.Юнебеля «Тринадцать за столом». Потом она сыграла около дюжины ролей в коммерческих лентах разного жанра («Человек с золотым ключом»,  «Мегрэ расставляет сети», «Пустыня Пигаль»)  Настоящий перелом в творческой судьбе актрисы произошел после встречи с итальянским режиссером Лукино Висконти.  В 1959 году он предложил ей главную женскую роль в театральном спектакле «Двое на качелях» по пьесе У.Гибсона. Настоящая слава пришла к актрисе с ролью Нади в эпохальной картине Лукино Висконти «Рокко и его братья». Позднее Жирардо снималась во множестве фильмов, среди которых «Жить, чтобы жить», «Диллинджер мертв», «Доктор Франсуаза Гайан», «Каждому свой ад», «Нежный полицейский», «Говорите, мне интересно», «Черная мантия для убийцы», «Жизнь продолжается», «Крик в ночи». В 1970-х годах А.Жирардо неоднократно появляется в психологических драмах А.Кайата «Умереть от любви», «У каждого свой ад»,  «Любовь под вопросом». С этого времени она постепенно меняет свое амплуа, переходя от сложных психологических образов к характерным комедийным персонажам. Это фильмы «Старая дева», «Последний поцелуй»,  «Знакомство по брачному объявлению»,  «Доктор Франсуаза Гайян». На Венецианском фестивале в 1965 году Жирардо победила с фильмом «Три комнаты на Манхэттене». В 1976 году она получила главную французскую кинопремию «Сезар» как лучшая актриса за роль в фильме «Доктор Франсуаза Гайан» и в 1995 году - как лучшая актриса второго плана за роль в фильме Клода Лелуша «Отверженные». В начале 1990-х годов Анни Жирардо практически полностью исчезает с экрана. В последние годы она издала две автобиографических книги.  Анни Жирардо не раз бывала в России. Впервые она приезжала в Москву в середине 1960-х годов на съемки фильма «Журналист». Потом приезжала еще несколько раз - на съемки и со спектаклями  «Водопады Замбези», «Мадам Маргарита». 31 октября 2000 года в кинотеатре «Мир Кинотавра» состоялась творческая встреча со знаменитой французской актрисой, открывшая цикл встреч «Звезды мирового кино». В 2004 году Жирардо приезжала в Москву, где снималась в сериале «Свободная женщина-2».

1647 - умер Эванджелиста Торричелли

1647 - умер Эванджелиста Торричелли, итальянский физик и математик.
Торричелли родился 15 октября 1608 года в Фаэнце. В 1627 году приехал в Рим, где изучал математику под руководством Кастелли, друга и ученика Галилео Галилея. Под впечатлением трудов Галилея о движении написал собственное сочинение на ту же тему под названием «Трактат о движении» (1640). В 1641 году переехал в Арчетри, где стал учеником и секретарем Галилея, а позже его преемником на кафедре математики и философии Флорентийского университета. С 1642 года, после смерти Галилея Торричелли - придворный математик великого герцога Тосканского и одновременно профессор математики Флорентийского университета. Наиболее известны его труды в области пневматики и механики. В 1644 году развил теорию атмосферного давления, доказал возможность получения так называемой торричеллиевой пустоты и изобрел ртутный барометр. В основном труде по механике «О движении свободно падающих и брошенных тяжелых тел» (1641) развил идеи Галилея о движении, сформулировал принцип движения центров тяжести, заложил основы гидравлики, вывел формулу для скорости истечения идеальной жидкости из сосуда (Торричелли формула). Торричелли принадлежат также работы по математике (в частности, развил «неделимых» метод) и баллистике, усовершенствованию оптических приборов, шлифовке линз. Умер Торричелли во Флоренции 25 сентября 1647 года.

1400 - умер Джефри Чосер

1400 - умер Джефри Чосер, английский поэт, основоположник общеанглийского литературного языка и реализма в английской литературе.
Джефри Чосер родился в Лондоне в 1340 году. Сын виноторговца, он достиг высоких постов при дворе, выполнял дипломатические поручения, во время миссии в Италию познакомился с Петраркой и Боккаччо. Прославился же Чосер прежде всего как поэт, одним из первых ставший писать стихи и прозу на английском языке, а не на французском, господствовавшем тогда в аристократической среде. Поэт-Джефри Чосергуманист стал основоположником английского литературного языка и национальной английской литературы. Тем не менее первый период творчества Чосера (приблизительно до 1379 года) обычно называют «французским» из-за сильного влияния на него французской куртуазной литературы: перевод «Романа о Розе», поэма «Книга герцогини» (1369). Второй период творчества поэта (после поездок в Италию, приблизительно между 1380-1386 годами) - «итальянский», когда написаны все основные сочинения поэта до «Кентерберийских рассказов»: поэмы «Птичий парламент», «Дом славы», «Троил и Хризеида». «Легенда о славных женщинах» - первое чосеровское собрание повестей и первая на английском языке большая поэма в десятисложных строках (ими написаны «Кентерберийские рассказы»). В «Кентерберийских рассказах» окончательно сформировалась «английская манера»  Чосера (третий период его творчества). Начатые в конце 1380-х годов «Рассказы» остались незавершенными.
Книга состоит из общего Пролога:
     «Когда апрель обильными дождями
     Разрыхлил землю, взрытую ростками,
     И, мартовскую жажду утоля,
     От корня до зеленого стебля
     Набухли жилки той весенней силой,
     Что в каждой роще почки распустила,
     А солнце юное в своем пути
     Весь Овна знак успело обойти,
     И, ни на миг в ночи не засыпая,
      Без умолку звенели птичьи стаи,
     Так сердце им встревожил зов весны, -
     Тогда со всех концов родной страны
     Паломников бессчетных вереницы
     Мощам заморским снова поклониться
     Стремились истово...»,
     свыше двух десятков рассказов, которыми паломники к гробу св.Томаса Бекета в Кентербери коротают время в пути, и такого же числа связующих интермедий. В «Рассказах» участвуют представители почти всех социальных групп, бывших тогда в Англии. Общий тон книги определяет добродушный, снисходительный к людским слабостям юмор (Пролог юриста):
     «Трактирщик наш увидел, что пройти
     Успело больше четверти пути
     На небе солнце. Был ему неведом
     Углов расчет, однако же с обедом
     Еще ни разу он не опоздал
     И время с точностью определял.
     Что восемнадцатый был день апреля,
     Трактирщик знал (лучи в то утро грели По-майскому).
     Дерев равнялась тень
     Их росту, следовательно, в тот день
     И в этой широте пробило десять;
     И это правда, если здраво взвесить:
     Ведь ясно и без точного промера,
     Что сорок пять делений угломера
     Прошло светило с наступленья дня...
     В «Кентерберийских рассказах» ярко выявились замечательные качества чосеровского гуманизма: оптимистическое восприятие жизни, влюбленный интерес к человеку, чувство социальной справедливости, народность и демократизм. Влияние Чосера на английскую литературу сильнее всего сказалось в развитии бытового реализма. Огромно значение Джефри Чосера и для развития литературного языка, английской национальной поэзии. Впервые «Кентерберийские рассказы» были изданы английским первопечатником У.Кэкстоном в 1478 году. Первое издание избранных сочинений Чосера появилось в 1532 году. В 1866 году стилизованное «под средневековье» издание сочинений Чосера предпринял У.Моррис. Первый наиболее полный русский перевод «Кентерберийских рассказов» осуществили И.Кашкин и О. Румер в 1946 году. Чосер - предвестник эпохи Возрождения - заслуженно занимает место среди величайших английских поэтов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала