Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Имре Кальмана, написавшего множество знаменитых произведений в жанре оперетты - жанра, который оказал большое влияние на становление столь популярного сегодня мюзикла.
Кальман получил всемирную известность как создатель так называемой неовенской оперетты, для которой характерно использование остродраматических коллизий. Так, в "Фиалке Монмартра" использован сюжет "Богемы" Мюрже, положенный и в основу одноименной оперы Пуччини, а содержание "Сильвы" является, в сущности, парафразом "Травиаты" Верди, но только с благополучной развязкой. Несмотря на острые коллизии, искусство Кальмана празднично, нарядно и оптимистично. Оно отличается щедростью мелодики, высоким профессионализмом, четкой и убедительной драматургией.
Имре Кальман родился 24 октября 1882 года в венгерской деревне Шиофок на озере Балатон. Вскоре семья будущего композитора переехала в Будапешт, где влачила жалкое существование - отец обанкротился.
Именно в эти годы в мальчике проснулась страсть к музыке. Он мечтает стать пианистом-виртуозом. Кальман учится в гимназии, затем на юридическом факультете университета и параллельно в Будапештской музыкальной академии. Он сам зарабатывает деньги на занятия музыкой и покупает старенький рояль. Будапешская музыкальная академия отмечает победы молодого музыканта премиями, с успехом исполняется его скерцо "Сатурналия" и симфоническая поэма "Андре и Иоганна".
Продолжая свои юридические занятия, он с 1904 по 1908 год работал музыкальным критиком в одной из будапештских газет, а также много сочинял. К этому времени относятся его профессиональные композиторские опыты. Но увлечение чисто симфонической музыкой не принесло молодому автору успеха. Как-то после очередного провала он со смехом воскликнул: "Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг: возьму да и сочиню оперетту!"
К жанру оперетты в это время Кальман относился свысока (и даже потом пытался "осерьезнить" оперетту), боготворил Шумана и Чайковского, но тут состоялась премьера оперетты Ференца Легара "Веселая вдова", потрясшая Кальмана и вдохновившая его на сочинение опереточной музыки.
И если у Имре Кальмана и оставались сомнения, кем быть - композитором или юристом, "серьезным" симфонистом или сочинителем "легкой музыки", то теперь их уже не существовало.
К 1908 году относится появление первой оперетты Кальмана "Осенние маневры". В это же время композитор переезжает в Вену, где живет до 1938 года. В Вене появляются наиболее известные его оперетты - "Цыган-премьер" (1912), "Королева чардаша" ("Сильва", 1915), "Фея карнавала" (1917), "Голлан-дочка" (1920), "Баядера" (1921), "Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926), "Герцогиня из Чикаго" (1928), "Фиалка Монмартра" (1930), "Дьявольский наездник" (1932). "Императрица Жозефина" (1936), "Маринка" (1945), "Аризонская леди" (1954) увидели свет рампы уже за пределами Австрии.
Огромный успех приходит к Кальману в 1915 году после премьеры "Королевы чардаша" (впервые она была поставлена в Вене под названием "Княгиня чардаша", а у нас получила известность под названием "Сильва").
Последующие годы утверждают за композитором славу одного из первых в своем жанре. К началу 30-х годов относится его большое турне по Швеции. В 1934 году он становится кавалером французского Почетного легиона. Перемена в жизни композитора наступила в 1938 году.
После аншлюса, отказавшись от предложения стать "почётным арийцем", Кальман был вынужден эмигрировать - не спасло даже то, что он был одним из любимых композиторов Гитлера.
После отъезда Кальмана его произведения были запрещены в нацистской Германии.
Спасаясь от фашистов, он уезал в Цюрих, а затем в Париж, где жил до 1940 года. Когда же и до Франции докатилась фашистская волна, Кальман эмигрировал в США. Жизнь на чужбине тяготит композитора, за годы пребывания в Америке ему удается написать лишь одну оперетту "Маринка". Последнее произведение "Аризонская леди" (1953 г.) - композитор создает уже в Париже, куда возвращается из США. В Париж Кальман и умер 30 октября 1953 года.
Среди произведений Имре Кальмана, кроме двадцати оперетт, - сочинения для симфонического оркестра, различные инструментальные пьесы, романсы, вокальные циклы, а также статьи и рецензии.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников