Тенденции повышения цен на мировых продовольственных рынках долгосрочные, и это открывает новые рынки сбыта для российских сельхозпроизводителей. О том, как намерены добиваться стабилизации цен на продукты на российском рынке, куда будут вкладываться временно свободные средства госкорпораций и на какой стадии находятся вопросы совершенствования пенсионной системы и налогообложения газовых компаний рассказал РИА Новости вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
- Алексей Леонидович, как Вы оцениваете тенденции роста цен на мировых рынках продовольствия? Как российское правительство будет нивелировать влияние этих тенденций на российском рынке?
- Цены на рынке всегда отражают сигналы диспропорции спроса и предложения, поэтому цены как раз дают сигналы производителям, что можно производить больше, потому что - спрос увеличился. В этом смысле движение цен является естественным и нужным элементом рынка. Бороться нужно не с тенденциями роста цен, не с ценами как с сигналами рынка, а, может быть, с ценовыми шоками или с ценовыми пиками. В этой связи правительство не борется с движением цен в принципе, а правительство борется с пиками.
А сейчас на мировых рынках есть ряд тенденций, которые способствуют повышению цен.
- Уточните, пожалуйста, какие.
- Во-первых, превышение спроса над предложением. Это связано с быстрорастущими экономиками Юго-Восточной Азии, Индии и Китая в первую очередь. И ростом дохода населения в этих странах. Рост экономик Китая и Индии и за ним следует рост благосостояния и спрос на большие объемы продовольствия. В этой связи это - важная тенденция, с которой не надо бороться. Это означает, что цена должна сделать выгодным расширение производства. Вторая - это более краткосрочный результат, связанный с неурожаем. Третья - более долгосрочная, это сокращение субсидий. Все переговоры ВТО в последние годы происходили по сокращению субсидий. И Россия добивалась сокращения субсидий сельскому хозяйству в других странах. Субсидии в ЕС сельскому хозяйству делали неконкурентным нашу продукцию и, наоборот, на наш рынок поступала субсидированная продукция сельского хозяйства ЕС. В этой связи отмена субсидий - это тоже позитив для нас, хотя создают временные трудности.
- Как же нивелировать эффект влияния всех этих факторов?
- Цель правительства - это чтобы цены не росли шоково, до 40%. Вот это мы должны стараться сглаживать.
- Все-таки тенденции краткосрочные или долгосрочные?
- Я думаю, что тенденции на мировых рынках более долгосрочные и здесь наши сельхозпроизводители России могут порадоваться - у них будут новые рынки сбыта, при нынешней цене они больше заработают.
- А как Вы относитесь к предложению заморозить цены на продукты на российском рынке?
- Заморозить цены нельзя. Это - рынок, а цены на рынке не замораживаются. Это ошибка была бы.
- То есть Вы не поддерживаете заявлений о необходимости заморозить цены, чтобы они не росли?
- Цены уже выросли, это первое. Второе - сейчас мы, действительно, договариваемся о стабилизации цен. Но такая мера может быть очень временной. То есть это означает, что мы это делаем, чтобы избежать дальнейших повышений - чтобы избежать перехода к пику цен, к шоку цен. Вот эти шоки мы имеем право сдерживать, в том числе как-то подавать сигналы предприятиям, прежде всего продавцам.
- Алексей Леонидович, готов ли проект по размещению временно свободных средств государственных корпораций, в частности - Фонда по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства?
- Да. По корпорации ЖКХ мы внесем предложения на этой неделе уже как проект постановления правительства. Они будут предполагать размещение как на внутреннем, так и на внешнем рынке. И ценные бумаги - как государственного, так и корпоративного сектора.
- А в каком соотношении будут размещаться средства на внутреннем и внешнем рынках?
- Соотношение будет определяться на какой-то период в зависимости от макроэкономической ситуации.
- Алексей Леонидович, каков Ваш прогноз по инфляции на текущий год и как Вы оцениваете заявления Центробанка РФ по поводу возможного изменения ставки рефинансирования?
- Прогноз инфляции, я уже говорил, около 10%. А ставка рефинансирования - это Центральный банк устанавливает. Это независимая политика Центрального банка, я бы не хотел бы ее комментировать.
- Вы уже говорили о необходимости в ближайшее время решить проблему дефицита бюджета пенсионной системы и придумать долгосрочный источник финансирования. При этом Вы ориентировались на Норвегию, которая накопила свой фонд национального благосостояния до такого объема, чтобы на доход от размещения этих средств можно было наращивать социальные расходы. Каким же должен быть такой фонд у нас, чтобы решить проблемы нашей пенсионной системы? Каковы обязательства перед нынешними и будущими пенсионерами и что можно обещать людям, которые не успеют накопить себе на пенсию в новой системе, а выйдут на пенсию раньше?
- Мы сейчас прорабатываем этот вопрос, более конкретно пока сказать не могу.
- А вопрос по повышению налога на добычу полезных ископаемых в части газа на какой стадии обсуждения?
- Пока еще вопрос прорабатывается. Ничего не могу больше сказать.
Беседовала специальный корреспондент РИА Новости Роксана Ахмедова