23 октября отмечается День работников рекламы. Сейчас нам уже кажется, что реклама - это нечто очень современное, связанное с бизнесом и коммерцией. Однако, как утверждают специалисты, реклама как "двигатель торговли" появилась еще в глубокой древности.
Еще в 14 веке до нашей эры в центрах Крито-Микенской культуры существовал институт глашатаев. Глашатаи - это люди, которые оперативно оповещали население обо всех важных событиях в жизни города. Тогда же появились и зазывалы, которые предлагали людям различные товары и услуги. Таким образом, можно говорить о том, что еще до нашей эры человек уже знал, что такое реклама.
В Древней Греции также существовала традиция метить фирменным знаком предметы гончарного и художественного производства. А в политической рекламе в античные времена особое значение имели статуи с хвалебными надписями правителям, полководцам и именитым гражданам.
В Риме рисунки сопровождали рекламные слоганы, например такие: "На доходы Фаустина баня моет городским обычаем и предлагает все услуги".
Активно развивалась рекламная деятельность и в Средние века. С официальными письменными рекламными вестниками соперничало "разноголосье" торговцев и ремесленников. До нас дошел так называемый сборник "Криков Парижа" от 13 века, а в 1608 году была собрана и книга "Крики Лондона". Очень показателен пример рекламы того времени, который зафиксирован в этом сборнике: "Внимание! Каждый мужчина или женщина, которые могут что-нибудь сообщить о девушке в возрасте 24 лет, дайте знать глашатаю, и вас отблагодарят за ваши труды и Господне благословение снизойдет на вас!"
Примерно в то же время появился и прообраз современных законов о рекламе. В регистре ремесел и торговле имелась запись: "Никто не может и не должен зазывать, привлекать покупателя, который стоит у другого прилавка или у другого дома; а если кто так поступит, он платит королю 5 су штрафа и 5 су братству".
Несколько интересных фактов из истории рекламы
1. На территории Греции в 1986 году археологи нашли табличку с античным рекламным текстом. На табличке, которой больше 2,5 тысяч лет, значится: "Я Рино с острова Кос, по воле богов толкую сны". Проблема заключалась только в том, что не все в Древней Греции умели читать.
2. Интересный случай произошел с рекламой американского обезболивающего средства в Саудовской Аравии. Реклама была такая: три плаката слева направо - на первом дама с перекошенным лицом, на втором - дама, которая пьет лекарство, и на третьем - дама счастливая и довольная. Создатели рекламы не учли одного: в Саудовской Аравии читают справа налево.
3. Книга Мопассана, которая никак не продавалась под названием "Пышка", была раскуплена моментально, когда издатели переименовали ее в "Любовь и другие истории". А когда эта же книга получила название "Как свершилось заклание одной французской проститутки", тиражи увеличились в 10 тысяч раз.
4. Еще одна чудесная надпись красовалась на дверях одного из французских цветочных магазинов: "Цветы у нас так дешевы, что их могут покупать даже мужья!".
5. А один хозяин прачечной в Америке пошел еще дальше и написал: "Вы получите замечательно выстиранное белье и свежайшие сплетни о соседях". Говорят, эта прачечная процветает уже больше 40 лет.
6. Еще одно гениальное рекламное решение хозяина небольшого магазинчика, который торгует диетическими продуктами. На витрине этого магазина размещены манекены в узеньких свитерах и брюках, и надо всем этим написано: "Вы сможете во все это влезть, если будете покупать еду у нас".
7. Ходят слухи, что однажды, за хорошие деньги, которые пообещали его семье, некий преступник согласился крикнуть с эшафота перед самой казнью - что бы вы думали? - "Пейте какао Ван-Гутена!".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников