К материалу "Шестьдесят лет назад началась "охота на коммунистов в Голливуде"
20 октября 1947 года Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала слушания по проникновению коммунистов в Голливуд.
История вопроса
В 1934 году при Палате представителей Конгресса США была создана Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, которая должна была разоблачать людей, сочувствующих коммунизму и пропагандирующих его идеи. Во время войны союзничество с СССР не позволяло Комиссии подступиться к американским коммунистам. Но в 1946 году, когда в конгрессе большинство получили республиканцы, а в мире началась "холодная война", комиссия активизировалась. Члены Комиссии утверждали, что правительства Рузвельта и Трумэна состояли из коммунистов и их сторонников, и настаивали, чтобы Трумэн произвел чистку и «убрал красных». Это стало началом того шквала подозрительности, страха и «охоты за ведьмами», который обрушился на США в 1947 году, не стихая в пятидесятые годы.
Как «разбирались» с коммунистическим кино
В сентябре 1947 года Комиссия прибыла в Голливуд, чтобы разобраться с коммунистическим кино. 20 октября 1947 года Комиссия начала публичные слушания в Вашингтоне. Комиссия имела внесудебный характер, т.е. в отличие от суда, человек, представший перед сенатской комиссией, сам должен был доказывать свою невинность. Никаких обвиняемых не было - все именовались свидетелями. Свыше 40 ведущих деятелей Голливуда дали показания относительно тех, кого комиссия заподозрила в коммунистических убеждениях. Предполагалось заслушать 24 "дружественных" и 19 "недружественных" свидетелей. "Дружественные", среди которых были кинозвезды Роберт Тейлор, Гарри Купер, Рональд Рейган, писательница Эйн Рэнд (русская по происхождению) обличали засилье левых в Голливуде. Уолт Дисней жаловался, что в 1937 году коммунисты финансировали стачку у него на студии. Припомнили, что во время войны были поставлены "просоветские " фильмы "Миссия в Москву" и "Песнь о России". Среди "недружественных" были фигуры не менее внушительные: режиссеры Билли Уайлер и Дон Хьюстон, кинозвезды Хэмфри Богарт и Джин Келли.
Публичные гладиаторские бои "дружественных" и "недружественных" звезд широко освещались в прессе и вызвали панику в обществе. В Голливуде киноработники создали Комитет по защите свободы слова, и его члены поехали в Вашингтон поддерживать "недружественных". Среди них были крупнейшие режиссеры Уильям Уайлер и Дон Хьюстон, кинозвезды Хамфри Богарт и Джин Келли. Однако угроза потери работы заставила членов Комитета прекратить свою деятельность.
Из 19 "недружественных" Комиссия допросила всего 11. 10 человек отказались отвечать на вопросы. Имена "голливудской десятки" облетели весь мир: сценаристы Далтон Трамбо, Ринг Ларднер-младший, Сэм Орнитц, Лестер Коул и Джон Говард Лоусон, писатели Алва Бесси и Альберт Мальц, продюсер Адриан Скотт и режиссеры Эдвард Дмитрык и Герберт Биберман. Одиннадцатый - великий немецкий драматург Бертольт Брехт - нарушил солидарность. Он счел за лучшее честно ответить Комиссии, что в партии никогда не состоял, и быстро покинул Америку.
За отказ «голливудской десятки» отвечать на вопросы палата представителей признала их поведение "презрением к Конгрессу", что уже являлось подсудным делом и наказывалось заключением в тюрьму. Правда, в тюрьму - сроком на 1 год - "десятка" попала только в 1950 году, после долгих слушаний и апелляций.
Результаты деятельности Комиссии
Деятельность Комиссии привела к тому, что карьера многих талантливых художников была сломана, а "охота на ведьм" вызвала глубокий раскол в самом Голливуде. Кроме Конгресса, от изгоев отвернулись родные киностудии. Их руководители сначала сопротивлялись Комиссии, но затем поняли, что фильмы могут начать бойкотировать. Испугавшись за свою репутацию и доходы в ноябре 1947 года 50 крупнейших киномагнатов подписали письмо, где осуждали коммунизм и обязались не пользоваться услугами "левых". Так возникли печально известные «черные списки», куда попали сотни киноработников.
«Черные списки» принесли немало горя. Потеря работы вела к отчаянию, было даже несколько случаев самоубийств. Многие из актеров, попавших в «черные списки», так и не вернулись на экран; кому-то пришлось стать агентами по страховке или по продаже земельных участков, торговать парфюмерией, дамским бельем и стройматериалами. Некоторым из них удалось попасть в театры Бродвея или на телевидение, кто-то стал писать сценарии под чужими именами. Много лет спустя, в 1976 году, "черносписочный" кинодраматург Уолтер Бернстайн описал эту ситуацию в сценарии "Подставное лицо" (The Front).
«Черные списки» просуществовали до 1960-х, а потом постепенно сошли на нет.