Елена Шестернина, политический обозреватель РИА Новости.
Заседавшие до глубокой ночи в Лиссабоне главы государств и правительств 27 стран-членов Евросоюза все-таки добились невозможного: одобрили базовое соглашение организации. Фактически новую конституцию. Впрочем, само слово «конституция» с некоторых пор (а именно, провала референдумов по ее принятию во Франции и Голландии в 2005-м) еврочиновники предпочитают не употреблять, ограничиваясь более нейтральным - «соглашение».
То, что консенсус в итоге был найден, иначе как чудом не назовешь. Заблокировать документ - как уже стало традицией - грозила Польша. Буквально за несколько часов до начала лиссабонского заседания ее президент Лех Качиньский заявил: ни на какие компромиссы с остальным 26 членами организации он не пойдет. Камнем преткновения стала та часть документа, где речь идет о принятии решений в ЕС.
До сих пор все решения принимались консенсусом. Именно право вето, которым обладают страны-члены, послужило причиной, почему до сих пор не подписан новый стратегический договор с Россией - его принятие заблокировала Польша, обидевшись на Москву за запрет поставок ее мяса. Отказываться от такого сильного рычага, как право вето, поляки не хотели. А потому на протяжении последних нескольких месяцев только и занимались тем, что предлагали остальным участникам альянса различные компромиссные варианты, при которых их голос оставался бы если не решающим, то хотя бы слышимым.
В сухом остатке: введение принципа «двойного большинства» (решение считается принятым, если за него проголосовали 55% стран, где проживает 65% населения) несколько откладывается. До 2017 года. Вторая уступка, которую удалось выторговать Варшаве, - статья под названием "Яннитский механизм". Она дает возможность нескольким странам отложить принятие решения, «если количество голосов «против» приближается к необходимому блокирующему меньшинству». При этом поляки дали понять: хотя они и пошли на компромисс, согласившись на систему «двойного большинства» в принципе, все равно считают ее несправедливой. Аргумент приводится более чем противоречивый. Лех Качиньский открытым текстом заявил: «Если бы не война, поляков было бы не 38 миллионов, а значительно больше». По его подсчетам, 66 миллионов.
Новобранцы ЕС в последнее время, похоже, все больше начинают раздражать официальный Брюссель своей «особой позицией». Вот и Болгария вслед за Польшей требует индивидуальных для себя правил. Пока, правда, не политических, а лингвистических. София добивается, чтобы название единой европейской валюты в официальных документах, которые она подписывает, было не общепринятое «еуро» (euro), а на болгарский манер «евро». И грозилась по этой причине даже сорвать подписание соглашения между ЕС и Черногорией.
Как считает автор провалившейся евроконституции, бывший президент Франции Валерии Жискар д'Эстен, принятый в Лиссабоне документ «невозможно ни прочитать, ни понять». Впрочем, на этот раз читать его жителям «единой Европы» вовсе не обязательно. Одобрять его будут не на национальных референдумах, а в парламентах. Из прецедентов во Франции и Голландии, где творение господина д'Эстена провалилось именно на общенациональных голосованиях, европейцы свой урок извлекли.
Самыми же принципиальными нововведениями помимо уже упомянутого «двойного большинства» при голосовании станет сокращение числа европарламентариев с 785 до 750 человек, появление у стран права выхода из ЕС, утверждение поста президента и расширение полномочий верховного представителя по внешней политике и безопасности.
Для России неприятным сюрпризом стал пункт о единой энергетической политике Евросоюза. Члены организации решили более активно заниматься ее координацией, добиваясь приоритета союзных правил над национальными. До сих пор Москва предпочитала общаться со странами Европы на двусторонней основе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции