Андрей Капустин, Киев.
Вечером 18 октября Партия регионов (ПР) начала демонтаж своей именной сцены на Майдане Незалежности, которая вроде бы без всякой пользы простаивала там с 30 сентября. Т.е. ни митингов, ни концертов, ни иных массовых мероприятий. Хотя на самом деле просто так регионалы это сооружение бы не держали. Во-первых, почти трехнедельное присутствие этого сооружения в центре украинской столицы постоянно напоминало о том, что в любой момент на Майдан могут подтянуть народ. Ну а во-вторых, не разобранный символ гражданского неповиновения опосредованно говорил о том, что гадание на коалиционной гуще продолжается. Причем, стороны никак не могут достичь консенсуса. И вот на тебе. Как только Ющенко и Тимошенко убыли в Португалию на саммит Европейской Народной партии, так ПР дала понять, что уличные массовки отменяются. Что это? Полная сдача позиций и уход в оппозицию? Или перенос переговоров в тихие уютные кулуары? Или просто констатация того, что в разноцветных верхах до чего-то доболтались? Судя по многочисленным мессиджам, поступавшим в течение четверга из различных VIP-кабинетов, многое говорит именно в пользу версии номер три. Поскольку речь идет о достаточно запутанной многоходовке, которую просто так никто не стал бы разыгрывать.
Гладко было на бумаге
Итак. В среду, 17 октября становится известно, что Высший административный суд выносит решение, запрещающее публиковать в официальных изданиях «Голос Украины» и «Правительственный курьер» окончательные результаты внеочередных парламентских выборов. Причина - исковое заявление компартии (КПУ), которая вдруг вознамерилась результаты выборов опротестовать. На первый взгляд логики - ноль. Коммунисты на выборах свои позиции не сдали. Мало того, они получили четвертое место, увеличили число сторонников и избавились от главного конкурента на левом фронте - Социалистической партии Украины (СПУ). Так что если от кого и следовало ждать исков, так именно от проигравших социалистов.
При этом коммунисты с самого начала не скрывали, что на победу в суде не рассчитывают. Поверить в то, что украинские последователи Ульянова-Ленина решили просто поприкалываться, тоже сложно. Но с учетом того, что затягивание сроков публикации сообщения ЦИК автоматически отодвигает начало работы нового парламента, напрашивается единственный вывод: коммунисты были брошены на амбразуру исключительно для затягивания процесса. Тем более, что накануне, т.е. во вторник, лидер Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) Юлия Тимошенко и лидер партии «Наша Украина» (НУ), он же номер два в списке блока «Наша Украина - Народная самооборона» (НУНС) Вячеслав Кириленко презентовали долгожданное соглашение о создании оранжевой коалиции, куда входят БЮТ и НУНС. Страна была проинформирована, что спикером парламента будет г-н Кириленко, а премьер-министром Юлия Тимошенко. Помимо этого, по словам Тимошенко, парламент пакетом проголосует за тринадцать законов, которые подготовили и согласовали обе стороны.
Тимошенко в стиле милитари
Содержимое пакета, озвученное Тимошенко получилось весьма эклектическим. От отмены депутатских льгот и неприкосновенности до нового закона о Кабмине, изменений в закон о внутренних войсках и утверждения устава ГУАМ. Кириленко в свою очередь заявил, что никаких сюрпризов от его соратников ожидать не следует, поскольку он долго общался с потенциальными ренегатами вроде Юрия Еханурова, и поддержка будет на все сто процентов. И все выглядело достаточно убедительным. Разве что в какой-то момент насторожило то, что лидер БЮТ назвала Кириленко лидером НУНС.
Хотя, как известно, это место пока занимает другой человек. Которого зовут Юрий Луценко и чье отсутствие на презентации соглашения никак не было объяснено. Но т.к. момент презентации был волнующим, оговорку можно было списать на повышенную эмоциональность. Однако маловероятно, чтобы на волнительность момента можно было списать и заявление Тимошенко, что с 1 января 2008 года в Украине отменяется обязательный призыв в армию. Напомним, что стремительный переход украинской армии на профессиональную основу, был одной из главных фишек предвыборной кампании БЮТ. Правда, еще в сентябре министр обороны Анатолий Гриценко заявил, что это невозможно. Но часть голосов тех, молодых украинцев, которые в армии служить не хотят, БЮТ явно получил.
То, что Тимошенко вновь вернулась к этой теме уже на пути к премьерскому креслу, да еще и в столь категоричной форме, вызвало массу вопросов. Ибо ни при каких раскладах украинская армия не может стать профессиональной с 1 января. И дело даже не в том, что только 17 октября произошел официальный отказ Министерства обороны от использования портянок. Просто этого не может быть, потому что этого не может быть. Но вопросы касались несколько иных сфер. В первую очередь того, что глава МО входил в первую пятерку предвыборного списка НУНС и от своих позиций относительно того, что армия может быть переведена на контрактную основу не раньше 2010 года, ни разу не отказывался. Однако в среду г-н Гриценко заявление лидера БЮТ никак не комментировал. Молчал и Ющенко.
В итоге начало создаваться впечатление, что Юлия Тимошенко действительно знает какую-то тайну золотого ключика, и одно из ее главных предвыборных обещаний вот-вот начнет реализовываться. А сама лидер БЮТ уже может ассоциироваться с верховным главнокомандующим.
Те же и Копперфильд
Но молчание длилось недолго. Первым в четверг нарушил молчание министр обороны, который вновь подтвердил нереальность заявлений Тимошенко. Следующий сигнал поступил из офиса главы президентского секретариата Виктора Балоги. Серый кардинал президентской команды с абсолютно неожиданной для всех жесткостью быстренько забрал у Тимошенко шинель главковерха, заявив, что ни коалиция (какой бы они не была), ни правительство (каким бы оно ни было) не могут вмешиваться в сферу конституционных полномочий Президента. В первую очередь это касалось энергетической, военной и оборонной отраслей. При этом, объясняя несбыточность идеи Тимошенко об отмене призыва, Балога попутно наехал и на вторую предвыборную фишку лидера БЮТ о возврате долгов по банковским вкладам бывшего СССР, которые Тимошенко клятвенно пообещала погасить за два года, хотя сумма долга и превышает двадцать пять миллиардов долларов. "Конечно, новые коалицианты могут привлечь к этой работе чародея Копперфильда, однако ответственные политики должны все-таки применять взвешенные подходы", - сказал Балога.
Словом, конфуз на самом старте длительного заплыва, поскольку, как выяснилось, в бассейне попросту не оказалось воды. Следующим к бригаде VIP-могильщиков нового союза присоединился секретарь совета по национальной безопасности (СНБО) Иван Плющ, который тоже поставил под сомнение компетентность своих соратников, заявив: "Ответственные политики не должны путать предвыборную риторику и принятие ответственных решений. Это порочный путь, который ведет в никуда".
Ну а киевскую точку в инсценировке известной картины Рембрандта «Анатомия доктора Ван Тюльпа» поставил один из лидеров партии «Пора» Владислав Каськив, который заявив, что все демократические силы должны объединяться, заметил, что «досрочные выборы делались не для того, чтобы Тимошенко стала премьер-министром, а для того, чтобы в Украине сформировалось демократическое правительство, которое бы проводило радикальные экономические реформы и именно здесь зарыт корень всего происходящего». Но право забить последний гвоздь по праву главного, оставил за собой Виктор Ющенко. Сделал он это, как и многие последние знаковые заявления, за границей. Т.е. в Лиссабоне. Ющенко был не менее резок, нежели его ближайшие подчиненные, и назвал постановку вопроса об отмене призыва не только некорректной, но и «обидной». «Это игнорирование интересов, прежде всего, военных и безопасности нации», - сказал Виктор Ющенко.
И пошли они до города Парижа
Что касается «виновницы торжества», то Тимошенко пока никак не отреагировала на поток критики из президентских коридоров. В Лиссабоне она, так же, как и Ющенко пообщалась с европейскими лидерами. В том числе с канцлером Германии, президентом Еврокомиссии Жозе Мануелем Баррозу и лидером ЕНП Вилфреном Мартенсом. С учетом того, что на сегодняшний день Тимошенко де-юре является лишь лидером политической силы прошедшей в парламент, не занимая при этом никакого официального поста, такой формат кажется не совсем объяснимым. Тем более что в Лиссабоне находился и глава государства. Скорее всего, таким образом, г-жа Тимошенко просто «столбит» внешнеполитические участки с прицелом на свою президентскую перспективу. К тому же на имя лидера БЮТ пришло и письмо из Парижа, с приглашением в гости. От Николя Саркози. И тут дело не в том, что французский президент подал на развод. А скорее в том, что не так давно на Елисейских полях побывал Виктор Ющенко.
Загадка. Тем более, что после союзнических наездов и без того невысокие ставки на то, что Тимошенко безболезненно возглавит правительство, упали практически до нуля. Но не исключено, что именно понимая тупиковость нынешней ситуации, лидер БЮТ и идет ва-банк, декларируя заведомо невыполнимые обещания. В том числе и для того, чтобы, уйдя в оппозицию, иметь возможность для объяснений с избирателями. Т.е. спокойно рассказывать своим симпатикам, как те, кто не любит украинский народ, не дали ей вывести его к счастью. Посему не исключено, что Ющенко, который провел полевые испытания на живучесть оранжевой коалиции, пока попробует удовлетворяться схемой «ни мира, ни войны». Т.е. парламент пока будет работать без создания большинства. Кабинет министров пока будет работать с приставкой «и.о.». А Ющенко, которому в итоге нужно в первую очередь получить гарантии своего второго президентства, будет со всеми вести изнурительные торги. Правда, здесь возникают вопросы по поводу того, кто из внешнеполитических партнеров станет всерьез сотрудничать с исполняющими обязанности. Которых в любой момент можно сбить. В первую очередь это касается подписания новых газовых соглашений с Россией. Но, как известно, украинскому руководству традиционно присуща вера в то, что все может рассосаться само собой...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции