БРЮССЕЛЬ, 19 окт - РИА Новости, Александр Шишло. Главы государств и правительств 27 стран-членов Евросоюза, собравшиеся на неформальную двухдневную встречу в Лиссабоне, одобрили в ночь на пятницу новый базовый договор о функционировании этой региональной организации, выведя ее, тем самым, из затяжного институционного кризиса, передает корреспондент РИА Новости.
Кризис возник после того, как большинство французов и голландцев не поддержали проект Конституции ЕС на национальных референдумах 2005 года. Это подвигло европейских лидеров отказаться от дальнейшей ратификации основного закона, который ратифицировали - парламентским путем и на референдумах - 18 из 27 стран ЕС.
Главы стран Евросоюза приняли решение разработать вместо конституционного акта проект базового договора о принципах функционирования ЕС, основные положения которого они согласовали после продолжительных ночных дебатов на июньском саммите в Брюсселе.
Затем работу над новым документом продолжили эксперты стран ЕС, и успешно завершили ее в начале октября.
В Лиссабон лидеры ЕС съехались уже исключительно с целью одобрить проект договора.
Несмотря на то, что руководители институтов ЕС выражали твердую уверенность в одобрении документа, у наблюдателей оставались некоторые сомнения.
Этому способствовала, в частности, позиция руководства Польши, настаивавшего на включении в текст документа поправки, разрешающей оставшимся в меньшинстве членам ЕС временно блокировать то или иное решение при голосовании в Совете ЕС.
Так называемый "механизм Иоаннины" позволяет отсрочить принятие решения странами ЕС до момента достижения полного согласия всех государств по какому-либо вопросу.
Претензии к документу были и у Италии: она выступила против предусмотренного проектом договора перераспределения мест в Европарламенте, в результате которого общее число депутатских мандатов сократится сразу у 17 членов ЕС, включая Италию. Однако на переговорах минувшей ночью участникам встречи в верхах удалось удовлетворить требования Польши и Италии,и договор был одобрен.
В частности, по настоянию Польши было решено, что так называемый "механизм Иоаннины" будет действовать дольше, чем это планировалось изначально. В свою очередь, Италия получила на один депутатский мандат больше, и будет иметь равное с Великобританией и Францией число депутатов.
Одобренный лидерами ЕС "Договор о реформах" будет подписан ими 13 декабря на встрече в Лиссабоне, а затем его предстоит одобрить национальным парламентам. Ожидается, что соглашение вступит в силу во второй половине 2009 года.
"Договор о реформах" представляет собой более чем 250-страничный документ. Новый базовый документ ЕС одновременно вобрал в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах жизнедеятельности объединенной Европы - Римского договора (1957 года), Маастрихтского (1992 года), Амстердамского (1996 года) и договора Ниццы (2000 года), на котором в период институционального кризиса основывалось функционирование институтов ЕС.
В отличие от проекта Конституции ЕС, "Договор о реформах" не содержит упоминания о конституционных символах Евросоюза - флаге, гимне и единой валюте. Вместе с тем, он предусматривает введение поста президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года и представлять организацию на международном уровне.
Фактические полномочия министра иностранных дел ЕС получит верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности, которому передаются также полномочия еврокомиссара по общей внешней политике, будучи в ранге заместителя председателя Еврокомиссии.
Структура исполнительной власти ЕС также претерпит изменения. С 2014 года число еврокомиссаров будет эквивалентно двум третям стран-членов ЕС. Сегодня же каждое из 27 государств представлено членом Еврокомиссии.
Договор повышает роль Европарламента. Его депутатам, наряду со странами ЕС, предоставят право одобрения законодательных актов в ряде "чувствительных областей" - таких, как юстиция, безопасность и иммиграционная политика.
Вместе с тем, общее количество мест в Европарламенте сокращается с нынешних 785 до 750.
Кроме того, национальным парламентам будет впервые предоставлено право участвовать в законотворческой деятельности ЕС. Они, в частности, получат право вносить свои предложения в текст законопроектов.
В случае, если одна треть национальных ассамблей будет против, проект закона направят на доработку в Еврокомиссию, на которую изначально возложена задача разработки проектов законодательных актов, директив и решений.
Области принятия решений в Совете ЕС по формуле квалифицированного большинства голосов, а не по принципу консенсуса, расширены на сферу компетенции органов юстиции и полиции.
Договором вводится также новая система голосования по форуме так называемого "двойного большиства". Новая система начнет действовать с 2014 года при оговоренном Польшей переходном периоде до 2017 года.
Согласно принципу "двойного большинства", решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения Евросоюза. Однако страны, которым не удастся создать блокирующего меньшинства, смогут отложить решение вопроса и предложить вести дальнейшие переговоры.
Кроме того, новым базовым договором о функционировании ЕС предусмотрено проведение общей энергетической политики и реализация общей стратегии борьбы с глобальным потеплением, оказание солидарной помощи одному или нескольким членам на случай террористических атак или стихийных бедствий.
Помимо этого, документ содержит статью о возможности выходе из состава ЕС, решение о котором будет приниматься по итогам общих переговоров.