Рейтинг@Mail.ru
Демократизация и реформы на Ближнем Востоке - взгляд из России - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Демократизация и реформы на Ближнем Востоке - взгляд из России

Читать ria.ru в
Сегодня государства Ближнего Востока переживают весьма непростой этап своего развития. Большинство из них пытаются осуществить переход от авторитарной модели государственного управления к более либеральной. Данный процесс проходит в сложных региональных условиях. С одной стороны, все большее втягивание Ближнего Востока в универсальные схемы глобализации и модернизации неизбежно влечет за собой их воздействие на внутриполитические процессы в арабо-мусульманских государствах. С другой, процессы реформ на Ближнем Востоке осуществляются в обстановке крайней нестабильности, отличающейся повышенной конфликтогенностью.

Владимир Ахмедов, старший научный сотрудник Института Востоковедения Российской Академии Наук

Сегодня государства Ближнего Востока переживают весьма непростой этап своего развития. Большинство из них пытаются осуществить переход от авторитарной модели  государственного управления к более либеральной.

Данный процесс проходит в сложных региональных условиях. С одной стороны, все большее втягивание Ближнего Востока в универсальные схемы глобализации и модернизации неизбежно влечет за собой их воздействие на внутриполитические процессы в арабо-мусульманских государствах. С другой, процессы реформ на Ближнем Востоке осуществляются в обстановке крайней нестабильности, отличающейся повышенной конфликтогенностью. Преодоление неизбежного ослабления государственной власти и социально-экономического кризиса в условиях перехода от авторитаризма и госрегулирования к демократии и рынку, особенно, в условиях чрезмерной мили­таризации государства не может не затронуть позиции военных. Обострение этно-конфессиональных противоречий в регионе и рост социальной напряженности в арабо-мусульманских странах Ближнего Востока могут спровоцировать армию активно вмешаться в политику. Все это откладывает отпечаток на характер, ход и результаты процессов трансформации политических и экономических структур ближневосточных государств. 

В последние несколько лет процесс демократических преобразований на Ближнем Востоке несколько замедлился, а внутриполитические стимулы правящих элит к его дальнейшему продвижению заметно ослабли. В определенной мере это было связано с тем, что  навязанный извне арабским странам  проект реформ, где во главу угла была поставлена политическая либерализация, не обеспечивал им экономический прогресс, не способствовал укреплению национального суверенитета и территориальной целостности государства и не мог дать справедливое решение арабо-израильского конфликта.

Более того, движения политического ислама умело воспользовались внешней стороной процессов политической либерализации и смогли существенно укрепить свои позиции в политической структуре этих государств, претендуя на участие в государственном управлении. В тоже время это вовсе не значит, что демократический проект потерпел окончательный крах в арабо-мусульманских странах Ближнего Востока. Во многих ближневосточных странах произошли определенные позитивные изменения внутриполитического характера и реформы в них, несомненно, продолжатся и в будущем. Другое дело, что ход реформ  на Ближнем Востоке в большинстве случаев не отличается поступательным характером, как правило, не затрагивает основ правящих режимов и действующих политических систем, идет медленными темпами и во многом зависит от складывающейся политической коньюктуры и культурно-исторических традиций в каждой из стран региона.

С учетом  политической роли России на Ближнем Востоке, ее растущего участия в     крупных региональных энергетических проектах, активного проникновения на местные рынки, в том числе вооружений, стоящих задач по борьбе с международным терроризмом, проявлениями экстремизма внутри страны в целях поддержания внутриполитической стабильности, России необходимо внимательно анализировать характер и направление идущих в регионе процессов, давать им своевременную оценку и вырабатывать на ее основе политику упреждающего характера в целях обеспечения собственных внутри внешнеполитических интересов.   В этой связи продолжение процессов демократизации на Ближнем Востоке отвечает стратегическим интересам России в данном регионе.

Приход к власти в арабо-мусульманских государствах Ближнего Востока неконфронтационным путем демократических правительств будет способствовать разрешению существующих конфликтов, существенно снижает риск возникновения новых и в целом стабилизирует региональную обстановку. Такая перспектива значительно облегчает реализацию российских энергетических проектов на Ближнем Востоке и снижает угрозу безопасности России с точки зрения распространения на наши границы и далее внутрь страны явлений экстремизма и терроризма. При этом  возможный приход к власти в этих государствах представителей политических движений умеренного ислама, как показывает опыт Малайзии, и, стоит надеяться, Турции, не обязательно означает катастрофу для этих стран и региона, в целом,  либо угрожает интересам России на Ближнем Востоке.

Как показал недавний визит В. Путина в Иран, Россия вполне способна находить общий язык с такими режимами, особенно по вопросам, затрагивающим общие проблемы безопасности и представляющими взаимный экономический интерес. С другой стороны, нашу страну связывают долгие отношения дружбы и сотрудничества с традиционными арабскими режимами, которые сегодня находятся во главе большинства арабских стран Ближнего Востока. Поддержка этих режимов и сохранение хороших отношений с ними обеспечит дальнейшее повышение роли России в ближневосточных делах и предоставит необходимый политический горизонт для успешного начинания российских энергетических проектов на Ближнем Востоке. Поэтому в краткосрочном плане российским интересам отвечала бы поддержка аутентичных эволюционных проектов реформ, предлагаемых властью и всех сотрудничающих с нею патриотических сил и движений, выступающих за продолжение процессов модернизации и демократизации на Ближнем Востоке.

При этом необходимо понимать, что в нынешней ситуации на Ближнем Востоке любой проект реформ, исключающий участие в нем влиятельных политических сил и движений и не учитывающий интересов большинства многоконфессионального и полиэтнического населения этих стран обречен на провал.    Одновременно следовало бы блокировать любые попытки деструктивных сил в регионе и за его пределами, стремящихся осознано или нет революционным путем изменить действующую систему власти и таким образом привести дело к внутриполитической дестабилизации, дезинтеграции ближневосточных государств и созданию в конечном итоге обстановки неуправляемого хаоса на Ближнем Востоке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала